Назад к списку

Про мальчика Сашу и страшного зомби

Все-таки у меня удивительная работа…Она позволяет общаться с самыми разными людьми, слышать поразительные жизненные истории, ощущать себя в самых неожиданных ролях… 

Работая с мальчиком Сашей, например, я не раз чувствовала себя в роли режиссера или актера мистического триллера… 

Саше 10 лет. Он пришел ко мне потому, что очень боится зомби. По словам родителей, проблема возникла после того, как Саша посмотрел книжку с соответствующим содержанием (не подумайте ничего плохого – это была обычная детская энциклопедия). После этого Саша стал бояться оставаться один в комнате, начал много раз просыпаться за ночь, приходить к родителям или просить, чтобы кто-то из них спал в его комнате. 


 На первом занятии мы стали увлеченно играть в зомби. Саша соорудил себе из подручных материалов сценический костюм, страшно мычал и бегал за мной вразвалочку по кабинету. Я старательно боялась, повизгивала от ужаса и пыталась спрятаться под столом с песочницей.Через некоторое время мы поменялись ролями. Теперь я уже передвигалась с вытянутыми вперед руками, делала страшное лицо и вращала глазами. Конечно, Саша меня победил. Но интересно то, что он не захотел расправляться с зомби, а решил с ним подружиться. 

Следующая наша встреча началась с того, что Саша стал выражать накопившуюся агрессию. В ход пошли подушки, пустые бутылки, мягкие «мечи» (их роль, кстати, прекрасно выполняют синтетические утеплители для труб: драться одно удовольствие, и абсолютно безопасно). 

Затем мы немного снова поиграли в зомби.А потом я предложила сочинить сказку про мальчика и данного неприятного персонажа. В сказке было все как полагается: встреча с трудностями, преодоление их при помощи помощников и волшебных средств и, конечно, счастливый конец. В качестве волшебного средства у Саши выступало специальное оружие – зомбипулялка. Эту самую зомбипулялку мы еще и нарисовали для верности. Для закрепления результата я предложила Саше набор метафорических карточек и попросила выбрать там мальчика, который боится, и того, кто победил свой страх.Уходя, Саша вытащил из рюкзачка ту самую книжку, страшная картинка из которой и послужила отправной точкой для его страха, и попросил меня пока похранить ее в кабинете.

 На следующем занятии мы работали с самим переживанием страха: искали, где он находится в теле, на что похож, как Саша понимает, что сейчас ему страшно. Оказалось, что страх буквально сжимает Сашу в области живота. Тогда я предложила побыть «создателем симптома» - тем существом, которое создает это физическое ощущение. Саша сжимал подушку у меня в руках и говорил о том, что похож на монстра с длинными руками, ледяным дыханием и красными глазами. Интересно было то, что Саше явно нравилось быть этим монстром: оказалось, что в нем очень много силы и безразличия. Потом я попросила Сашу поиграть в зомби, но так, что он оставался своим монстром (со всеми его обнаруженными качествами), а я была зомби. Если честно, у зомби не осталось ни малейшего шанса даже пикнуть, не то что вытянуть свои неаппетитные конечности. 

На следующем занятии мы работали над способами и средствами, которые можно применять для уменьшения тревоги. Мы представили и нарисовали прекрасное безопасное место, куда можно отправляться в своей воображении при возникновении страха. Затем учились расслабляться и правильно дышать, чтобы страх уменьшился. 

А затем Саша сделал очень смелую вещь: он смог посмотреть на ту самую страшную страницу в энциклопедии. Конечно, мы делали это постепенно. Расслаблялись и дышали и представляли книжку в воображении, ожидая, когда это можно будет делать при отсутствии страха. Затем постепенно вытащили книжку из-под шкафа и двигались в сторону страшной страницы, каждый раз, перед следующим шагом, добиваясь нормализации эмоционального состояния при помощи дыхания и мышечного расслабления.В конце Саша сказал, что хочет забрать книжку домой и уничтожить ее там. И, честно говоря, при всем моем уважении к печатной продукции, я посоветовала родителям мальчика разрешить ему это сделать: мне показалось, что это будет важным символом его победы над страхом. 

Следующая наша встреча была последней: мы подводили итоги работы и закрепляли результат. В частности, у Саши была возможность еще раз расправиться с некогда так сильно пугавшим его персонажем: он лепил зомби из глины и с наслаждением размазывал его по столу. 

 Конечно, в этом описании работы многое осталось за кадром: например, мои встречи с родителями мальчика, в ходе которых мы обсуждали то место, которое занимает страх ребенка в сложившейся системе семейных отношений, а также те способы, которыми взрослые могут поддержать своего сына в такой нелегкой борьбе – борьбе с собственным страхом.