Это признание, которое обычно очень нелегко сделать человеку, сидящему напротив меня в кресле клиента.Нужно перебороть жгучий стыд, страх осуждения, нередко погрузиться на самое донышко беспомощности и отчаяния в отношениях с ребенком, когда ощущаешь, что маленькое существо каждый день, каждый час требует от тебя того, что ты не в силах ему дать, когда чувство вины и жалости к нему сочетаются с удушающим раздражением, а порой и гневом...
Мне очень дороги подобные признания клиентов, именно потому что я понимаю, насколько непросто они даются. Я ощущаю уважение и большое сочувствие. И прекрасно осознаю, что человек пришел ко мне именно потому, что хочет изменить ситуацию, она его терзает и мучает. Такого рода запрос очень сильно отличается от ситуации в стиле «я его бил и бить буду, а он, поганец, все равно не слушается; сделайте уже, наконец, с ним что-нибудь».
Что мы делаем дальше? Никакого волшебства: пытаемся разобраться в себе. Очень часто причины эмоциональных сложностей в своем собственном родительском опыте, понятное дело, кроются в детстве. Очень трудно научиться любить своего ребенка, если ты сам в детстве не чувствовал любви и тепла, если твои эмоциональные потребности не удовлетворялись, если не было ощущения защиты и заботы. Если твой собственный внутренний резервуар тепла и любви не был заполнен до краешка, тебе просто неоткуда черпать, да ты и не знаешь, как именно это делать.
Обращаясь к себе, своему детскому опыту, эмоциональным переживаниям, мы знакомимся с тем самым Внутренним Ребенком — своей чувствующей, уязвимой, но хранящей неиссякаемые запасы жизненной и творческой энергии частью. Учась распознавать потребности своего Внутреннего Ребенка, заботиться о нем, защищать и любить, мы наполняем тот самый внутренний эмоциональный резервуар, насыщаем его теплом любви, принятия и заботы. И из него уже черпаем эмоциональные ресурсы, так нужные нашим «внешним» детям.
Это непростой и неблизкий путь, но его пройти однозначно стоит. И это возможно.