• +7(911) 716 85 00
  • ИП Румянцева Полина Витальевнаг. Санкт-Петербургулица Маршала Тухачевского дом 22 (б/ц Сова)
  • polinarum
  • polinarum@gmail.com
  • ИНН 470501040426 , ОГРНИП 318470400074331
Назад к списку

"Я все делаю не так"

Много раз замечала, что, когда мама приходит к психологу с собственным ребенком, она чувствует себя очень напряженно, как будто ожидает, что сейчас ее будут обвинять, рассказывать о том, что она делает «не так».


 И понятное дело, что информация о родительских ошибках и о том, как нужно вести себя с ребенком транслируется сейчас, что называется, из каждого утюга.И опять же никто не оспаривает тот факт, что именно качество эмоциональной связи ребенка со значимым взрослым во многом является определяющим фактором его развития, эмоционального, да и физического, благополучия. 

Но только беда в том, что чувство вины — один из самых мощных «блокаторов» на пути установления эмоциональной связи между ребенком и мамой (или папой). Чувство вины является настолько сильным, дезорганизующим и болезненным переживанием, что у взрослого просто не остается ресурсов на ту самую чуткость к эмоциональным потребностям ребенка, без которой невозможно формирование надежной привязанности.

 Поэтому я категорически отказываюсь подпитывать родительское чувство вины. Помощь ребенку чаще всего невозможна без работы с родителями. Это тоже более чем очевидная мысль. Но работа с родителями обязательно должна быть бережной и осторожной, идущей от помощи в осознании родителями их ресурсов и компетенций. Психолог — это человек, который находится на стороне ребенка и родителей. На стороне семьи. Это не судья и не прокурор.