Честно говоря, эту фразу я слышу от обеспокоенных родителей, наверное, не реже чем раз в неделю. И хотя далеко не всегда могу согласиться с тем, что можно говорить именно о наличии полноценной зависимости, беспокойство родителей о том, что ребенок слишком много времени проводит перед различными экранами, вполне обосновано.
Есть данные исследований, которые показывают, что дошкольники, которые смотрят телевизор более двух часов в день, обычно отличаются более ограниченным словарным запасом, у них выше риск дальнейшего возникновения проблем с учебой и появления синдрома дефицита внимания.
Брать с собой в постель любимый гаджет – тоже на самая полезная вещь. Мелькание экрана перед сном может привести к слишком сильной стимуляции нервной системы, в результате чего ночной сон будет прерывистым и беспокойным.
Также чрезмерное увлечение телевизором или компьютерными играми может быть связано с возникновением психологических проблем. Данные на эту тему были опубликованы в англоязычном журнале «Педиатрия» в 2010 году. В исследовании приняли участие 1000 детей от 10 до 11 лет. Оказалось, что те из них, кто довольно много (от двух часов в день) смотрит фильмы со сценами насилия и играет в соответствующие игры, демонстрирует более высокий уровень агрессивности при общении с членами своей семьи и сверстниками.
На мой взгляд, задача родителей – определять правила использования гаджетов и время, которое ребенок может тратить в день на телевизор и компьютерные игры.Но очень важно помнить о том, что запретами проблему не решить.
Играя в игру, ребенок оказывается в совершенно особом мире, который зачастую гораздо ярче его обыденной жизни. Став великим магом или воином, веснушчатый второклассник может удовлетворить потребности в самоутверждении, которые у него никак не получается удовлетворить в реальности.
Какой вывод из этого следует? Когда мы ограничиваем время для компьютера и телевизора, необходимо предлагать ребенку альтернативу. В идеале – более- менее равнозначную. Иногда в этом может помочь и психолог. Расскажу для примера как мы работали над этой темой с 11-ти летним Женей.
Женя рассказал о своих любимых играх и, главное, о том настроении, состоянии, которое ему дает игра. Мы постарались поисследовать это состояние, узнать его получше. Для этого я использовала метафорические карты: Женя нашел среди множества фотографий ту, которая больше всего похожа на его состояние во время игры. Мы рассмотрели карту, поговорили о ней.
Потом использовали технику рисования вокруг карты: выбранная карточка кладется на середину листа бумаги и вокруг нее создается рисунок, который является как будто продолжением карты; затем карта убирается и заполняется оставшееся пустое пространство. В результате можно лучше прочувствовать связанные с картой эмоции и переживания.
Оказалось, что для Жени главное в игре – ощущение победы, своей силы, воодушевления. А дальше мы взяли листок бумаги и стали составлять список самых разных других способов, с помощью которых можно «поймать» те же эмоции. И список, нужно сказать, получился довольно большой и разнообразный: от участия в соревнованиях (а Женя занимается плаванием) до валяния в снегу и громких криков.
Понятно, что полностью с претворением таких альтернативных вариантов в жизнь ребенку не справиться самому. В этом ему могут очень здорово помочь родители. Но именно помочь, а не пытаться решить вопрос исключительно отключением интернета и запиранием планшета в ящик стола.