Какие эмоции может вызвать этот вопрос? Наверное, все зависит от возраста ребенка. Если для дошкольника 5-6 лет поинтересоваться этим умением было бы вполне уместно, то что Вы мне ответите, если я поинтересуюсь тем, как обстоят дела с чтением у ученика третьего, пятого и (о, ужас) девятого класса?
На самом деле, каким странным бы это ни показалось, в данном вопросе нет абсолютно ничего риторического. Более того, смею вас уверить, очень часто учебные трудности ребенка (даже великовозрастного) могут быть связаны именно с низким уровнем развития навыка чтения. Что же я здесь имею в виду? Конечно, не знание букв алфавита и даже не умение более-менее бегло складывать из них слова и предложения. У детей школьного возраста проблема очень часто кроется в понимании прочитанного, в умении одновременно охватывать не отдельные слова, а предложения и даже целые фразы, то есть извлекать информацию из прочитанного, осмысливать его.
В каких случаях можно говорить о низком уровне развития навыка чтения? Ребенок, конечно, формально умеет читать, но единицей восприятия текста у него выступает слово или даже его составные части (слоги). В результате нормально воспринимаются только тексты, состоящие из коротких простых фраз, напечатанные крупным шрифтом и очень небольшие по объему (не более трети-четверти страницы). Читать такой ребенок, конечно, не любит, делает это только под давлением взрослых. Видя перед собой большой текст, маленький человек пугается и не пытается разбирать его медленно, что могло бы «сработать». Скорее ребенок будет угадывать слова, ориентируясь на их общий вид, начало, корни, упуская из вида такие «несущественные» детали, как приставки, суффиксы и окончания. К сожалению, смысл при такой «стратегии» чтения будет чаще всего пониматься совершенно неверно.
В других случаях навык чтения будет сформирован несколько лучше. Единицей восприятия текста в этом случае выступает словосочетание. Смысл предложения ребенок будет понимать не сразу, а как бы складывать из нескольких частей. Если такой ребенок соглашается читать медленно, то ему будут доступны практически любые тексты. К сожалению, этого часто не происходит: «на помощь» приходит «стратегия» быстрого просматривания текста с попытками угадать его содержание, что, как мы понимаем, очень часто приводит к серьезному искажению смысла прочитанного.
Что же делать в этих случаях? Как помочь ребенку сформировать навык, без которого, в принципе, невозможно любое эффективное обучение?
Я предлагаю здесь прислушаться к рекомендациям, которые дает Людмила Аполлоновна Ясюкова – замечательный специалист в области психологии обучения и автор специальной психодиагностической методики, позволяющей оценить уровень сформированности навыка чтения у ребенка.
Во-первых, важно выбрать тексты, на которых ребенок будет «учиться читать». Исходя из перечисленных особенностей «нечитающих» детей, эти тексты должны быть интересными, максимально короткими (три-четыре предложения), написанными простыми знакомыми словами и напечатанными крупным шрифтом; очень желательно также наличие картинок, которые поясняют прочитанное. По сути дела, эти критериям больше всего соответствуют комиксы и некоторые рекламные буклеты.
Во-вторых, не стоит заставлять ребенка читать вслух. Дело в том, что озвучивание текста и его понимание – две совершенно разные операции, у плохо читающего ребенка пока просто-напросто нет ресурсов на их объединение.
В-третьих, с ребенком можно заключить своеобразное соглашение. Вы можете обещать читать ему вслух все, что требуется по школьной программе, если он, в свою очередь, будет самостоятельно каждый день читать то, что ему интересно. Пусть сначала объем прочитанного будет совсем небольшим: в районе половины страницы, постепенно его можно будет увеличивать.
В-четвертых, если ребенок при чтении переставляет местами буквы и слоги, не бойтесь разрешить ему водить пальцем по читаемому тексту.
Могу отметить, что я активно применяю описанные выше рекомендации в своей работе, и они вполне доказали свою эффективность.