Назад к списку

Чем сильнее хочется, тем лучше получится?, или Про закон Йеркса-Додсона 

На уровне обычных житейских представлений между силой мотивации и успешностью деятельности существует однозначная связь: стоит только сильно-сильно захотеть, как все обязательно получится. А если не получается, значит не очень-то и хотелось. Так ли это на самом деле? 


Оказывается, еще в начале XX века (точнее, в 1908 году) был проведен научный эксперимент, который показал, что такие обыденные представления не совсем, мягко говоря, соответствуют действительности. Авторами исследования были американские психологи Роберт Йеркс и Джон Додсон. Первые эксперименты проводились на животных – крысах, излюбленном объекте психологической науки. Крыс, как водится, гоняли по лабиринту и награждали (красавицей или красавцем противоположного пола) за правильные решения и наказывали (опять же, излюбленным извергами-психологами способом – ударами током) за неудачные. Сила мотивирующих воздействий, равно как и сложность заданий, варьировалась. 

Натренировавшись на крысах, Йеркс с Додсоном приступили к экспериментам с людьми. Нет, наши с вами сородичи по лабиринтам не бегали и током их не били, они решали головоломки за денежное вознаграждение. Причем величина вознаграждения также со временем повышалась. 

 Каковы же были результаты исследования? Оказалось, что на первых порах при росте мотивации эффективность деятельности действительно повышалась. Но лишь до определенного предела. В дальнейшем повышение мотивации приводило не к повышению эффективности деятельности, а наоборот, к ее снижению. Получается, что слишком низкая мотивация вряд ли приведет человека к успеху, но и слишком высокая также не принесет пользы: по всей вероятности, тут будет сказываться излишнее эмоциональное напряжение и возбуждение, которые способны нас дезорганизовать. Таким образом, для достижения успеха важно не просто стараться максимально повысить свою мотивацию, а обнаружить некий ее оптимальный, чаще всего средний, уровень, который будет способствовать наибольшей эффективности того, чем мы в данный момент занимаемся.