• +7(911) 716 85 00
  • ИП Румянцева Полина Витальевнаг. Санкт-Петербургулица Маршала Тухачевского дом 22 (б/ц Сова)
  • polinarum
  • polinarum@gmail.com
  • ИНН 470501040426 , ОГРНИП 318470400074331
Назад к списку

Как помочь первокласснику научиться соблюдать школьные правила 

Поступление в школу – очень важный этап в жизни любого человека. Покупка формы, портфеля, красивых ручек-тетрадочек, бантики, цветы, линейка… А потом выясняется, что это все очень надолго. Более того, «там» еще много чего нельзя, а ведь очень хочется поноситься сломя голову по коридору, поделиться пришедшей мыслью с соседом по парте, радостно прокричать пришедший в голову ответ на вопрос учителя, да просто встать и походить по классу во время урока, в конце-то концов. К сожалению, необходимость научиться соблюдать определенные правила поведения в школе довольно часто оказывается сложным испытанием для пришедших в школу первоклашек (да и не только для них, чего уж там), затрудняя и без того нелегкий процесс школьной адаптации. Можно ли как-то помочь ребенку в этой ситуации? На мой взгляд, да, безусловно. Именно поэтому я хочу поделиться определенным вариантом (естественно, только одним из возможного разнообразия) построения такой работы. 


Прежде всего, важно создать условия для того, чтобы новоиспеченный ученик понял, зачем вообще нужны все эти правила. Он-то воспринимает их как нечто навязанное и ограничивающее. Для этого можно попросить нарисовать рисунок на тему «Школа без всяких правил». Обычно такое задание вызывает большой интерес, даже азарт. И картинки получаются, нужно сказать, весьма апокалипсичненькие. У малышей обычно все довольно невинно (на прошлой неделе, например, мне нарисовали летающих по школе кошек и собак), а старшенькие деточки создают полотна, вполне достойные быть кадрами хоррор-фильмов с реками крови, бандами нарко-дилеров и прочей душевной атрибутикой. Обычно работа сопровождается довольно бурными эмоциями, и это очень хорошо, потому что, работая над таким рисунком и доводя до абсурда ситуацию отсутствия правил, ребенок получает возможность, в том числе, отреагировать эмоции, связанные с существованием запретов в своей жизни. 

Обычно подробного обсуждения рисунка даже и не требуется: мысль о том, что правила необходимы, в том числе и для поддержания безопасности, а также для того, чтобы в школе было, в принципе, возможно учиться, лежит на поверхности, и ребенок с легкостью ее формулирует. 

Затем можно перейти к обсуждению отдельных правил, которые существуют в школе. Все правила нужно сформулировать максимально конкретно и кратко вместе с ребенком и нарисовать маленький рисуночек-пиктограмму, олицетворяющий каждое из правил. Здесь, как обычно рекомендуют психологи, стоит использовать формулировки без частицы «не», которые не запрещают, а подсказывают, что именно нужно делать (например, вместо «не отвлекаться на уроке», лучше использовать «внимательно слушать учителя»; а вместо «нельзя кричать с места» - «поднимать руку, когда хочешь что-то сказать»). 

Когда лист с правилами-пиктограммами будет готов, нужно еще раз обсудить все правила вместе с ребенком, позадавать ему вопросы, которые помогут выработать более «включенное», личностное отношение к правилам, а значит и повысить вероятность их соблюдения. Вопросы, например, могут быть такими: «Какое правило тебе кажется самым важным?», «Что легче всего соблюдать?», «Какое правило для тебя самое сложное?».В конце работы важно поговорить о том, что может помочь ребенку соблюдать правила. Это может быть какое-то его качество, а может и волшебное средство (волшебный предмет, животное, сказочный герой…). Очень хорошо сделать этот ресурс осязаемым: нарисовать его или вылепить из пластилина, чтобы ребенок мог держать его рядом и обращаться к нему по мере необходимости.