Назад к списку

Как помочь ребенку преодолеть страх не справиться с заданием. Часть 1 

Выученная беспомощность, которая очень часто бывает связана со страхом не справиться с заданием, - это довольно серьезная проблема, и ее гораздо легче предупредить, чем исправить.Для «профилактики» этого состояния родители должны обеспечить и показать ребенку возможности контроля над внешней средой (я влияю на то, что происходит), а также предоставлять ему синхронную и разнообразную обратную связь - разную в ответ на разные его действия.Если же беспомощность все же сформировалась, для ее преодоления нужно будет потрудиться! Причем здесь очень важно не совершать некоторых типичных ошибок.


 У Маши (10 лет) с начала учебного года не заладились отношения с новой учительницей английского языка. Девочка жаловалась, что учительница часто кричит на нее, высмеивает ее произношение, придирается. Скоро появились и первые «двойки» по ставшему нелюбимым предмету, которые довольно быстро превратились в закономерное явление. Как-то незаметно ухудшилась успеваемость и по другим предметам, Маша «скатилась» с «четверок» и «пятерок» на «тройки». Родители постоянно говорили ей, что нужно больше заниматься, и все получится. Учителя поддерживали точку зрения родителей и разговорах с ними характеризовали Машу как девочку «способную, но ленивую». Помимо школы, Маша два раза в неделю ходила в бассейн, и делала это с огромным удовольствием. Ей очень нравились и сами занятия, и тренер, и общение с другими ребятами в секции. Когда дела в школе пошли совсем плохо, родители решили «повоздействовать» на дочку и запретили ей ходить в бассейн до тех пор, пока она не исправит оценки. Они решили, что это очень хороший способ мотивировать Машу на более усердную учебу. Маша отреагировала на решение родителей довольно бурно: плакала, протестовала, упрашивала, но родители настояли на своем. Постепенно Маша успокоилась, перестала вспоминать про бассейн, но оценки в школе так и не улучшились. Более того, через несколько месяцев родители заметили, что девочка стала гораздо чаще болеть, выглядит бледной и вялой. Они решили все-таки разрешить Маше снова ходить в бассейн, решив, что это нужно для ее здоровья. Но ожидаемой радости у Маши это решение не вызвало. Девочка сказала, что она не хочет больше ходить в бассейн, она и так слишком устает в школе. 

 История Маши очень хорошо показывает нам, как, однажды возникнув, выученная беспомощность распространяется на се сферы жизни ребенка, захватывая все новые и новые области. Родители Маши сделали колоссальную ошибку, запретив девочке ходить в бассейн, поскольку сохраняющиеся интересы ребенка – это, нередко, последняя ниточка, за которую его еще можно вытянуть обратно в нормальную жизнь. А тут эта ниточка, пусть даже из самых хороших побуждений, была просто отрезана. Итак, для борьбы с беспомощностью ни в коем случае нельзя шантажировать ребенка возможными запретами на интересующие его занятия и, тем более, воплощать эти угрозы в жизнь. Необходимо из всех сил поддерживать и развивать любые интересы ребенка. Естественно, мы не говорим здесь о каких-то интересах, выходящих за рамки здорового образа жизни (следует различать интересы и зависимости). Конечно, родителям не стоит возлагать надежд и на увлеченность ребенка компьютерными играми. Это, опять же, не интерес, а просто еще одна форма ухода ребенка от реальных проблем в мир фантазий. 

 Иногда родители, желающие подбодрить ребенка, говорят ему: «Ты же все можешь! Ты просто ленишься!» Это тоже далеко не лучший способ помочь преодолеть состояние выученной беспомощности. Дело в том, что ребенок воспринимает свои волевые качества (а именно их недостаток и подразумевается под словами «ты ленивый) как нечто абсолютно неизменное, не поддающееся контролю, как, например, рост или уровень интеллекта. Сказать ребенку «ты ленивый» это примерно то же самое, что ласково сообщить ему «ты у меня совсем глупенький»! Как-то это не очень подходит для моральной поддержки, не правда ли?

 Еще очень важно не сравнивать ребенка, испытывающего страх не справиться с заданием и беспомощность, с другими детьми. Это только не принесет ему абсолютно никакой пользы, но и нанесет вред! Сравнивайте ребенка лишь с самим собой, подчеркивайте улучшение сегодняшнего результата по сравнению со вчерашним, даже если это улучшение совсем-совсем небольшое (например, «Вчера ты сделал в диктанте восемнадцать ошибок, а сегодня только пятнадцать. Сегодня ты сделал на три ошибки меньше!»)