Довольно полезным в преодолении страха не справиться с заданием может оказаться упражнение «Одна победа». Вы просите ребенка вспомнить ситуации, когда ему все-таки удавалось справиться с похожей ситуацией. Нужно рассказать об этом гордым тоном и добавить в конце: «Это была моя победа! Я горжусь этим!». Следите за тем, чтобы ребенок по-настоящему погордился своей победой. Обычно это получается не с первого раза: дети произносят фразу шепотом, отвернувшись, с неуверенной интонацией. Попросите ребенка повторить, можете показать ему, как именно произнести «победную» фразу. Здесь важно поддержать ребенка, порадоваться вместе с ним, поаплодировать ему.
Лучше, если ребенок вспомнит не одну, а несколько таких ситуаций. Не торопите его, дайте время подумать, но, конечно, не настаивайте, если ваш сын или дочь, вспомнив одну –две победы, больше никак не может ничего рассказать. Лучше выполнять это упражнение регулярно. Оно очень хорошо работает с чувством беспомощности, помогает ребенку осознать, что кроме неудач в его жизни много и достижений, позволяет обнаружить в себе ресурсы, необходимые для преодоления трудностей.
Можно сыграть с ребенком и в игру «Похвалилки», которая способствует повышению уверенности в собственных силах и возможностях. Заготовьте несколько карточек, на которых написаны какие-то ситуации достижения, одобряемые окружающими действия. Ребенок (возможно, по очереди с вами) вытаскивает карточку и «озвучивает» то, что написано на ней, начиная со слов «Однажды я». Например: «Однажды я очень быстро выполнил домашнее задание по русскому», «Однажды я написал проверочную по математике без единой ошибки» или «Однажды я помог товарищу в школе» и т.д.. После того, как ребенок 2 – 3 минутки подумает, он должен рассказать о том, как однажды здорово выполнил то действие, или совершил тот поступок, который написан на карточке.
Для преодоления страха не справиться с заданием нужно обучать ребенка эффективному поведению в ситуации возникновения трудностей. Для этой цели психологи разработали пятиэтапную систему решения проблем:1.Осмысление проблемы.2.Переформулировка проблемы.3.Выработка вариантов решений.4.Принятие решения.5.Оценка принятого решения. Вы можете проработать с ребенком эту систему несколько раз, чтобы обучить его применять этот метод для решения встречающихся в реальной жизни проблем.
На первом этапе нужно хорошенько обдумать стоящую задачу, а также затормозить первоначальные импульсы, явно не способные привести к успеху (например, в прямом или переносном смысле «убежать» от решения проблемы).
На втором этапе необходимо помочь ребенку переформулировать имеющуюся трудность так, чтобы она превратилась в реально решаемую проблему (например, не «я не напишу контрольную работу», а «как сделать так, чтобы хорошо написать контрольную работу»).
Третий этап – это этап выработки возможных решений. Поощряйте своего ребенка к предложению как можно большего количества вариантов, пусть даже самых нелепых и фантастических. Как показывает опыт, нередко те варианты, которые на первый взгляд выглядят невероятными, при более пристальном рассмотрении оказываются вполне жизнеспособными решениями. Если ребенок стесняется и говорит мало, вы можете подать ему пример требуемого на данном этапе поведения, предлагая как невероятные, так и реальные альтернативы, побуждая тем самым своего сына или дочку к такому же поведению.
На четвертом этапе нужно рассмотреть каждый из предложенных вариантов, выбирая наиболее подходящий способ решения проблемы и планируя конкретные действия по его осуществлению. На последнем этапе подтверждается правильность принятого решения. Лучше всего это сделать уже после того, как ребенок попробовал выполнить намеченные шаги.
Попробуйте эту систему для начала на какой-нибудь простой проблеме (например для решения того, чем заняться в выходные), а затем постепенно обучайте ребенка применять ее для преодоления более серьезных трудностей. Если ваш сын или дочка научатся воспринимать любую жизненную ситуацию, которая на первый взгляд кажется безнадежной, как решаемую проблему, это явно поможет им перебороть страх потерпеть неудачу.
Итак, чтобы помочь ребенку справиться состоянием выученной беспомощности, помните о том, что
•необходимо всячески поощрять, развивать и укреплять интересы вашего сына или дочки;
•не стоит упрекать ребенка в лени;
•нельзя сравнивать ребенка с другими детьми, только с самим собой.
Для преодоления страха не справиться с заданием ребенку будет полезно
•периодически вспоминать свои победы;
•повышать уверенность в себе, своих силах и возможностях;
•учиться навыкам эффективного разрешения проблем.