• +7(911) 716 85 00
  • ИП Румянцева Полина Витальевнаг. Санкт-Петербургулица Маршала Тухачевского дом 22 (б/ц Сова)
  • polinarum
  • polinarum@gmail.com
  • ИНН 470501040426 , ОГРНИП 318470400074331
Назад к списку

Как выжить в десятом классе: информация для родителей 

Казалось бы, совсем недавно ваш ребенок сдал первые в своей жизни серьезные экзамены (в девятом классе), а лето уже пролетело, вот-вот начнется сентябрь и вместе с ним наступит совершенно новый период в жизни вашего сына или дочки – обучение в старшей школе. Возрастная психология говорит нам о том, что старшеклассники уже вышли из бурного подросткового возраста и вступили в новый период – раннюю юность. 


Юношеский возраст – это своего рода мостик между подростковыми годами и взрослостью. Период бурного физического развития для большинства десятиклассников уже остался в прошлом, половое созревание закончилось, а вот с точки зрения развития психики это период очень важных изменений.

 Самые главные изменения происходят в том, как молодой человек или девушка видит и воспринимает себя, ведь ранняя юность – это важнейший этап формирования самосознания человека, его идентичности.Связано это, в том числе, и с тем, что старшеклассник сталкивается с жесткой необходимостью совершить один из самых важных выборов в своей жизни – выбор профессионального пути. Причем этот выбор нужно совершить не только внутри своей головы, но и в жизни, в реальности (хотя бы на уровне того, какие ЕГЭ сдавать). Старшеклассникам очень нужна помощь в этом выборе. Часто они ждут этой помощи от школы. Но, как мы понимаем, эта потребность чаще всего так и «повисает в воздухе». У определившихся с профессией старшеклассников, с другой стороны, растет критичность по отношению к школьной программе: они начинает четко делить изучаемые предметы на «нужные» и «ненужные», что часто сказывается на эффективности учебы. 

 Одним из результатов самоопределения вчерашнего подростка является появление потребности занять позицию взрослого человека. Довольно часто старшеклассники, приходя в школу 1 сентября, надеются, что теперь отношение к ним со стороны учителей будет совсем другим. А если (точнее, когда) этого не происходит, возникают недовольство, непонимание и конфликты. 

Еще одна особенность, с которой обычно сталкиваются десятиклассники, - это резкое возрастание учебной нагрузки: здесь как никогда раньше актуальными становятся вопросы самодисциплины, планирования, тайм-менеджмента. 

 На самом деле, ранняя юность – это удивительный возраст. Как говорят психологи, его главное приобретение – открытие человеком собственного «Я». Ваш вчерашний малыш формирует собственные ценности, у него появляется целостное представление о себе, представление о том, какой бы он хотел видеть свою жизнь. Большинство десятиклассников обращены в будущее, зачастую в своих мыслях и ощущениях они находятся уже «там», за пределами школы. А школьная учеба нередко воспринимается как какая-то досадная необходимость, мешающая наконец-то «зажить настоящей жизнью». 

Что же могут сделать со всем этим родители? Вот несколько общих рекомендаций: 

•Переход к учебе в старшей школе всегда сопровождается резким повышением учебной нагрузки. Постарайтесь помочь своему взрослеющему ребенку научиться применять простейшие приемы тайм-менеджмента, грамотно планировать свое время и распределять дела: очень важно, чтобы плотном жизненном графике все-таки оставалось время для сна, отдыха и каких-то дел, не связанных с учебой

 •Самая главная задача этого возраста - профессиональное самоопределение. Очень часто ребенку требуется ваша помощь в важнейшем выборе. Эта помощь может касаться не только того, что вы делаете (оплачиваете курсы, репетиторов, профориентационные тренинги), но и того, что вы готовы дать сыну или дочке возможность поговорить с вами о своих жизненных планах, обсудить их, причем именно обсудить, без навязывания своего мнения и решения. 

 •Помните, что ваш старшеклассник уже ощущает себя вполне взрослым человеком. Очень важно дать ему возможность реализовывать эту «взрослость» в «мирных целях», то есть пытаться хотя бы начать строить взаимодействие с ним на новых, партнерских, началах.