Мой младший сын все время просится прийти ко мне на работу. Еще бы! У меня в кабинете песочница, пластилин, мелки, фломастеры и краски, настольные игры и яркие картинки, и, конечно, целая куча игрушек. Когда сын спрашивает меня, чем я занимаюсь с детьми, я абсолютно честно отвечаю, что играю. Целый день напролет. Такая вот у меня замечательная работа. Почему же я не могу заниматься со своими маленькими клиентами какими-то более серьезными вещами, в конце-то концов?
Игра – это самая естественная деятельность ребенка, это буквально среда его обитания, воздух, которым он дышит. Дети играли всегда и везде, во все исторические периоды, во всех культурах. Право ребенка на игру официально признается даже ООН.
И именно играя, ребенок развивается. Сначала он учится манипулировать предметами, осваивая при этом первые мыслительные действия, потом, по мере собственного развития, подражает взрослым, осваивает функции предметов, примеряет на себя разнообразные социальные роли.
Игра для ребенка – способ выразить себя, свои эмоции, в том числе и негативные, пережить свои проблемы. В игре ребенок символически выражает свой внутренний мир и дает возможность заглянуть в этот мир внимательному взрослому.
Первоклассник Андрей очень любит играть с песком. Он перебирает песок, раскладывает фигурки и камешки. Я замечаю, что на песке лежит большой камень, а рядом мальчик раскладывает несколько мелких. Спрашиваю: «Что это?» «Это учитель и ученики», - отвечает Андрей и продолжает: «Это хорошие ученики. А вот там – плохие, их выгнали из школы». Именно этот игровой эпизод помог мне понять причины поведенческих трудностей Андрея в школе и понять, что нужно делать для того, чтобы он лучше освоился в роли ученика.
Игра для психолога – это еще и способ установить контакт с ребенком, создать для него ощущение безопасности. Очень многие дети сильно робеют, входя впервые в мой кабинет. Не секрет, что очень часто родители используют обращение к психологу в качестве «крайнего средства», после того, как проблемы и конфликты существуют уже длительное время, в результате у ребенка может сложиться впечатление, что его ведут к психологу в качестве наказания, соответственно, он не ждет от посещения абсолютно ничего хорошего. В этом случае предложение «давай поиграем» прекрасно «растапливает лед» и создает основу для создания доверительных отношений, без которых никакая психологическая работа, ни с ребенком, ни со взрослым, невозможна, по моему глубокому убеждению.
Игра – это способ коммуникации, наиболее естественный для ребенка. У ребенка нет еще достаточного уровня абстрактного мышления, чтобы вразумительно выражать свои мысли словами, чинно полеживая на кушетке. Более того, часто и самих этих мыслей-то еще нет, потому что необходимая для этого рефлексия просто-напросто не отросла.
Ребенок живет в мире конкретных вещей и образов, а не абстрактных словесных понятий, именно поэтому игра будет являться для него лучшим способом самовыражения и средством разрешения жизненных трудностей. Играя, ребенок может выражать страх и гнев, удовольствие и счастье, тем самым начиная потихоньку чувствовать контроль над ситуациями, которые раньше выступали для него в качестве неразрешимых проблем.
Еще для меня как для детского психолога невероятно ценную информацию может дать наблюдение за совместной игрой ребенка со значимыми людьми из его окружения. Именно игра позволяет понять, как строятся межличностные отношения ребенка и, соответственно, найти способы их улучшения.
Косте 11 лет. Мама недовольна тем, как складываются их отношения: Костя требует очень много внимания, часто скандалит, не подчиняется требованиям… Я попросила Костю с мамой немного поиграть: посадила их перед набором мелких игрушек и предложила придумывать сказку по очереди, предложение за предложением, иллюстрируя сюжет действиями с игрушечными фигурками. Практически сразу мне бросилась в глаза дидактичность мамы: она все время старалась повернуть сюжет так, чтобы он был правильным и поучительным, несмотря на все попытки Кости привнести в игру юмор, творчество и спонтанность. Обсудив мои наблюдения с мамой, мы пришли к выводу, что это характерно для их взаимодействия, в принципе. В итоге, на последующих встречах мы, в том числе, учились вместе играть, давая возможность маме понять и прочувствовать, каким образом она может при помощи игры восполнять потребность своего сына в эмоциональном контакте, которая явно недостаточно удовлетворялась раньше.
На самом деле, я перечислила далеко не все причины, по которым именно игра является основным и наиболее эффективным средством оказания детям психологической помощи. Но я надеюсь, что хотя бы немного «приоткрыть занавеску» и дать возможность родителям заглянуть на «психологическую кухню» мне удалось. И вам, дорогие читатели, теперь будет немного понятнее, почему же детские психологи получают деньги за то, что всего лишь играют на своей работе.