Назад к списку

Откуда берется школьная тревожность? Причина четвертая – травматичные отношения с учителями 

Наверное, это одна из самых очевидных причин. Общение с учителем в любом случае значимо и эмоционально насыщено для ребенка и от того, как оно складывается, во многом зависит эмоциональное благополучие школьника.Очень многое в той связи зависит от стиля взаимодействия с учениками, который выбирает для себя учитель. 


Я даже не беру в расчет такие очевидные вещи, как оскорбления или, еще хуже, физические воздействия, применяемые учителем. Формированию тревожности будут способствовать определенные особенности поведения учителя, которые принято называть «рассуждающе-методическим» стилем педагогической деятельности. Как ни грустно, именно этого стиля обычно придерживаются «крепкие профессионалы», которых уважают коллеги и к которым часто стремятся попасть родители. Такие учителя действительно «умеют учить», отличаются высокой методической грамотностью, но при этом они очень требовательны (причем требовательны одинаково ко всем, и к «сильным», и к «слабым»), не терпят нарушений дисциплины (помните про пресловутую муху?), критикуя ребенка за отдельную ошибку, легко переходят на осуждение его личности в целом («Вася, ты не сделал домашнее задание? Ты безответственный, совершенно испортился в этом году, мне страшно подумать, как ты напишешь контрольную»). Именно у таких учителей школьники очень боятся ошибиться при устном ответе, совсем не стремятся выходить к доске, то есть демонстрируют известные признаки уже «расцветшей пышным цветом» тревожности. 

Также к формированию школьных страхов часто приводят завышенные требования учителей. Очень часто эти требования просто не соответствуют возрастным особенностям ребенка. Примечательно еще и то, что учителя довольно часто считают школьную тревожность положительной характеристикой: «Маша такая ответственная девочка, такая старательная! Так переживает перед каждой контрольной». Именно поэтому они иногда даже сознательно нагнетают эмоциональную напряженность в ходе учебного процесса (помните, что обычно слышат наши дети в преддверии ЕГЭ, причем часто на протяжении даже не одного учебного года?), стараясь «простимулировать» детей, «повысить их ответственность». К сожалению, эта стратегия приводит к противоположным результатам: мы с вами уже не раз говорили о том, что высокая тревожность тормозит любую деятельность, резко снижает ее эффективность. 

 Иногда тревожность возникает как следствие избирательного отношения педагога к определенному ребенку. Чаще всего причина такого отношения в том самом «плохом поведении». Проблема здесь в том, систематические нарушения дисциплины довольно часто бывают, по мнению психологов, проявлением уже сформировавшейся школьной тревожности. Когда учитель постоянно обращает внимание на такого ученика, ругает его, он невольно усиливает тревожность, тем самым закрепляя и поддерживая его нежелательное и «неправильное поведение».