Миша учится во втором классе. Учится неплохо (правда, родители привычно вздыхают, что мог бы гораздо лучше). А вот приготовление уроков превращается в настоящий ежевечерний кошмар для всей семьи: мама хватается за сердце, папа ведрами пьет валерианку… Сам Миша тоже страдает: он не успевает не только что поиграть с младшим братом или посмотреть любимый мультфильм, но зачастую элементарно не высыпается, потому что засиживается за столом до позднего-позднего вечера. Обиднее всего то, что Миша ходит на продленку, там учительница, которая, вроде бы, может подсказать и помочь (и с которой у Миши вполне себе хорошие отношения). Но на продленке уроки почему-то не делаются, а вечером дома начинается «веселая жизнь»…
Знакомая ситуация? На самом деле, ко мне довольно часто обращаются родители примерно с теми же переживаниями, которые испытывает Миша и его семья. Именно поэтому я решила рассказать немного о том, как мы недавно поработали с Мишей над этой темой.
Справедливости ради отметим, что иногда Миша на продленке уроки делает. Мы поговорили немного о том, что в этом для него хорошего (хорошего оказалось довольно много). Затем я предложила нарисовать рисунки на тему «Я пришел домой со сделанными уроками» и «Я пришел домой, не сделав уроки». Миша нарисовал произведения в стиле комиксов, там было хорошо понятно, что из чего следует и к чему приводит.
Затем я достала своих любимых «Монстриков» (это картинки, на которых изображены разные эмоциональные состояния) и попросила подобрать подходящие по настроению изображения к каждому рисунку. Оказалось, что к первому рисунку подходят радость, веселье, расслабленность, а вот ко второму – усталость, гнев, страх.
А потом мы стали придумывать сказку. Я начала, а Миша легко подхватил и разворачивал повествование все дальше и дальше. Сказка у нас была про мальчику Мишу, который не делал в школе уроки (потому что ему было лень), а потом дома ему было неприятно и грустно. В какой-то момент учебники на него обиделись, причем так сильно, что ожили (сказка ведь!) и отправили Мишу в Страну невыученных уроков. Там Мише пришлось сталкиваться с разными опасностями (например, убегать от овечки, которую он как-то назвал хищником) и преодолевать самые невероятные трудности. Но Миша со всем справился и…. оказался дома, прихватив из волшебной страны не менее волшебный эликсир (бесконечный, самопополняющийся), выпив который, можно очень быстро написать в тетрадках все задания.
Я, конечно, не думаю, что проблема решена раз и навсегда. Но надеюсь, что нам удалось продвинуться в понимании и проживании того, к чему приводит та или иная стратегия поведения в школе, в осознании «бонусов» выполнения уроков вовремя, а также в поиске ресурсов, которые могут сделать именно такое поведение более частым.