• +7(911) 716 85 00
  • ИП Румянцева Полина Витальевнаг. Санкт-Петербургулица Маршала Тухачевского дом 22 (б/ц Сова)
  • polinarum
  • polinarum@gmail.com
  • ИНН 470501040426 , ОГРНИП 318470400074331
Назад к списку

Про девочку Катю и аэрофобию

Кате 11 лет, она учится в 5 классе.Примерно полтора года назад в их семье появилась большая проблема – Катя стала бояться летать на самолете. Как это часто бывает с детскими страхами, проблема Кати сильно влияет на жизнь всей семьи: непонятно, как ездить в отпуск; непонятно, как самой Кате поступать со спортивными лагерями, поездками на сборы и соревнования (девочка довольно серьезно занимается синхронным плаванием). 


Мама и бабушка стараются поддерживать девочку, объяснять ей, что все в порядке, успокаивать, но терпения хватает уже не всегда… 

Для работы с Катиным страхом я применяла, в основном, метод ДПДГ (десенсибилизации при помощи движения глаз, я писала о нем некоторое время назад). Суть метода в том, что клиент одновременно распределяет свое внимание между каким-то неприятным образом (и связанными с ним эмоциями и телесными ощущениями) и следит глазами за движениями руки психолога. Такая «многозадачность» помогает запустить процессы переработки травмирующей информации и снизить тревогу. 

На наших встречах я просила Катю вспоминать ситуацию полета, в которой возник страх. Мы вспоминали все в мелких деталях: где Катя сидела, в какой она была одежде, что слышала и видела вокруг…

 Выяснилось, что Катин страх возник не на пустом месте: однажды во время полета она попала в зону сильной турбулентности. Все закончилось хорошо, но, как это часто бывает, полученные тогда эмоции «всплывают» в сознании, когда нынешняя ситуация оказывается чем-то напоминающей ту, в которой страх был получен.

 Во время нашей работы с образами страх поначалу усилился: самолет разбился, все пассажиры погибли, о самолете забыли. Дальше события развивались в воображении девочки совсем уж по апокалипсическому сценарию: глобальная катастрофа постигла всю нашу планету, которая распалась в космосе на мелкие кусочки. Интересно то, что Катя наблюдала за всем происходящим откуда-то сверху, она не была участником этой всемирной драмы, а оказалась ее наблюдателем. Изменилось и эмоциональное отношение к происходящему: страх сменился каким-то спокойным и философским интересом. 

На следующем этапе работы мы постарались отследить, где и когда физические ощущения от нахождения в зоне турбулентности встречались у Кати раньше. И выяснилась очень интересная вещь: оказывается, эти ощущения похожи на поездку на аттракционе типа «американских горок». То есть мы опять перешли от переживания страха к новому, вполне себе ресурсному, состоянию. 

На завершающих этапах мы проигрывали в воображении будущие полеты, подробно, во всех деталях: как Катя приезжает в аэропорт, проходит контроль, едет в автобусе к трапу самолета, поднимается в него, находит свое место… Девочка с удивлением обнаружила, что эти образы совсем не вызывают уже тревогу, а, скорее, интерес и предвкушение чего-то нового. 

Конечно, в нашей работе с Катей было и многое другое: обучение ее приемам эмоциональной саморегуляции, встречи с мамой и бабушкой девочки (с целью определения того, какое место занимает тревога Кати в системе сложившихся в семье отношений). Но это, как принято говорить, уже совсем другая история.