Назад к списку

Психологическая готовность выпускника к ЕГЭ. Что она включает? 

Уже не первое десятилетие для очень и очень многих людей в нашей стране приближение весны означает не только ожидание распускающихся листочков и цветочков, но и приближение Единого государственного экзамена, который очень часто воспринимается как ужасное и неотвратимое испытание, способное окончательно и бесповоротно исковеркать судьбу заканчивающего школу молодого человека. 

Какие же внутренние условия должны быть соблюдены, чтобы Единый государственный экзамен не превратился в какое-то страшное испытание, а был тем, чем он и должен быть – независимой и более-менее объективной процедурой проверки знаний, полученных за время обучения в школе, дающей возможность начать строить свою взрослую жизнь по выбранному сценарию? 


Сейчас в готовности к ЕГЭ принято выделять три основных части: 

Поведенческий компонент. Это знание процедуры экзамена, ее особенностей, умение работать с тестами.

 Познавательный компонент. Сюда входят знания по предмету, учебная мотивация, развитие памяти, мышления, внимания, то есть тех процессов, от которых зависит успешность интеллектуальной деятельности. Например, исследования показывают, что для получения высоких результатов на экзамене очень важно обладать четким и структурированным мышлением, высокой работоспособностью, уметь концентрировать внимание и легко его переключать. 

 Эмоциональный компонент. Включает в себя стратегии подготовки к экзамену и поведения на нем, умение управлять своим эмоциональным состоянием, стрессоустойчивость.

 Как показывает опыт, в современной школе дети обычно более-менее осваивают поведенческий компонент готовности к экзамену: известно, что на выполнение тестов детей сейчас буквально «натаскивают» практически с первых лет обучения в школе, причем зачастую это происходит в ущерб формированию других учебных навыков и даже знаний. А вот даже стратегии поведения на экзамене обычно уже не уделяется достаточного внимания, а ведь это очень важный момент. Выпускник должен уметь решать, какие задания и в каком соотношении он будет выполнять; это может быть сложно, но от правильно выбранной стратегии во многом зависит успех на экзамене. 

 Например, можно предложить простое правило: сначала найти и выполнить знакомые задания, а потом возвращаться к сложным. Это помогает снизить резкое переживание тревоги («я все-таки то-то уже сделал») и более рационально использовать свое время («не зависать» слишком долго на заданиях, которые не получается решить). 

 Говоря об эмоциональном компоненте готовности к экзамену, приходится отметить, что зачастую адекватно его сформировать мешают, как это ни странно, взрослые: учителя и родители. Я здесь имею в виду, прежде всего, резко негативное отношение к ЕГЭ, которое по-прежнему существует в обществе и транслируется детям, искаженные и стереотипные представления об экзамене и его результатах, бесконечное нагнетание эмоционального «саспенса» (в стиле «не сдашь – пойдешь работать дворником) и т.д..

 Если говорить о личностных факторах, то психологические исследования показывают, что больше всего успех на ЕГЭ зависит от таких качеств выпускника, как 

 - уровень тревожности (на самом деле, тревожность на экзамене нужна, она помогает человеку «собраться» и действовать наиболее эффективно, но она не должна переходить индивидуальный для каждого «порог», после которого человек практически парализуется страхом); 

- локус контроля (обычно лучше сдают экзамен выпускники с так называемым внутренним локусом контроля, то есть те, кто склонен принимать на себя ответственность за себя и свою жизнь; ученики с внешним локусом контроля не ощущают, что от их активности что-то зависит, они будут перекладывать ответственность за подготовку и исход экзамена на окружающих или исключительно на внешние обстоятельства, удачу, например);

 - навыки саморегуляции поведения (это умение управлять собой, своим эмоциональным состоянием, что, конечно, особенно важно в такой стрессогенной ситуации, как экзамен). 

 На самом деле, все элементы готовности к ЕГЭ можно и нужно формировать. Для этого существуют психологические приемы, техники, тренинги. Не говоря уже о поддержке ребенка, помощи ему в организации оптимального режима дня, заботе о его здоровье. Просто важно помнить о том, что помощь в подготовке к ЕГЭ со стороны родителей все-таки не должна заключаться только в оплате курсов и репетиторов и бесконечном нагнетании эмоционального прессинга.