Разговариваю с мальчиком Сашей семи лет и его мамой. Мама очень обеспокоена тем, что Саша, недавно ставший первоклассником, плохо привыкает к школе: плачет, когда мама оставляет его в школьной раздевалке, боится учительницы, да и с утра не очень радостно идет в школу.
Вообще, к учительнице у мамы большие претензии: «Вот почему она так спокойно встретила Сашу, когда он пришел в школу после болезни? Он вошел в класс, а она с ним просто поздоровалась. Неужели не могла сказать, как она рада его видеть?!»Картинка в моей голове не очень складывается. Я знакома с этой учительницей, искреннее считаю ее хорошей, эмоционально приятной, очень знающей, в том числе и в области детской психологии. Но что делать, начинаем работать по запросу. Играем с Сашей в школу, рисуем картинки, учимся расслабляться… В общем, обычный арсенал работы с школьной тревожностью. Какие-то сдвиги есть, но меня не покидает ощущение, что я чего-то в данной ситуации не понимаю. Наконец, решаюсь более подробно поговорить с мамой, в том числе и по поводу ее школьного опыта. И тут-то все и проясняется. Оказывается, у мамы Саши в начальной школе была очень неудачная учительница. Из таких, «старой закалки»: чтобы и муху слышно, и указкой, если что, по пальцам… В общем, когда уже взрослая мама повела своего Сашу в школу, за ней тянулся огромный, пушистый и разветвленный хвост собственного негативного детского опыта, который, к сожалению, оказывал большое влияние и на ее ожидания, и на восприятие того, что происходит в школе с ребенком, и, в результате, на его эмоциональное состояние. Понятное дело, дальше мы работали, в основном, с мамой. Чтобы помочь ей увидеть тот самый хвост и расстаться с ним, потребовалось определенное количество времени и усилий, но результат того стоил: всем стало гораздо легче, а Саше – в первую очередь.