• +7(911) 716 85 00
  • ИП Румянцева Полина Витальевнаг. Санкт-Петербургулица Маршала Тухачевского дом 22 (б/ц Сова)
  • polinarum
  • polinarum@gmail.com
  • ИНН 470501040426 , ОГРНИП 318470400074331
Назад к списку

Школьная тревожность: возрастные особенности 

Школьная тревожность – явление очень многоликое. Она может мучить и отъявленных хулиганов, и образцовых отличников, проявляться явно или маскироваться за нарушениями правил поведения или телесными симптомами. Общим во всех этих случаях будет то, что школьная тревожность существенно снижает эмоциональное благополучие ребенка в школе, очень сильно мешает его нормальной школьной жизни. Мне кажется, что и родителям, и педагогам, и психологам было бы полезно знать, в том числе, как изменяются проявления школьной тревожности на разных этапах школьной жизни ребенка.


Довольно грустно, но основы для возникновения школьной тревожности нередко закладываются еще у дошкольников. К сожалению, часто можно слышать от родителей, раздраженных поведением ребенка фразы типа «а кто, интересно, в школе тебе шнурки будет завязывать?» или «ну, ничего, пойдешь в школу, там тебя сразу научат, как себя вести». Невольно у маленького человека складывается ощущение, что школа – это какое-то страшное место, в котором его не ждет ровно ничего хорошего.  

У первоклассника школьная тревожность «персонифицирована» в фигурах родителей: опасения школьника сконцентрированы вокруг боязни огорчить близких людей. 

 Одним из типичных проявлений школьной тревожности в этом возрасте будет страх испортить или потерять свои школьные принадлежности. Например, мальчик Саша разрыдался на уроке математики из-за того, что не смог сразу найти в портфеле учебник.  

У ученика второго-третьего класса тревожность обычно ниже, чем у первоклассников, но причин для ее возникновения становится больше: школьные неприятности (замечания, наказания, неудовлетворительные отметки); домашние неприятности (переживания родителей, наказания с их стороны); боязнь физического насилия в школе, прежде всего, со стороны старшеклассников; проблемы в отношениях с другими детьми.

У второклассников обычно появляется новое проявление школьной тревожности – сверхценность хорошей оценки и, соответственно, боязнь получить плохую. При этом ребенка интересует не сам результат своей учебы («хорошо знаю» - «плохо знаю»), а ее внешняя оценка. Получив «двойку» на уроке английского языка, Алеша попытается заклеить ее вырезанной из тетради полоской. 

Достаточно тяжелый период – это пятый класс, потому что в этом возрасте школьники переходят в среднюю школу и должны по-новому приспосабливаться к изменившимся условиям своей жизни. Довольно часто у пятиклассников сильно возрастают учебные нагрузки, к ним предъявляются более высокие требования к умению управлять своим поведением. Если у ребенка возникают с этим трудности, это может приводить к чувству неуверенности в себе, неумению преодолевать трудности, а также к снижению желания учиться. 

Уже в этом возрасте тревожность нередко начинает маскироваться под негативизмом и демонстративными реакциями в адрес учителей. В ответ на требование учителя дать дневник, Оля демонстративно кладет его в портфель и заявляет, что учитель не имеет права «копаться» в ее вещах. Одноклассники реагируют на демарш Оли с явным одобрением. 

У подростков школьная тревожность обычно постепенно снижается вплоть до десятого класса, а в одиннадцатом классе число тревожных детей опять серьезно возрастает. Подростки 14-15 лет обычно больше всего тревожатся по поводу своих отношений с друзьями и одноклассниками, а к 16-17 годам на первый план выступают страхи, связанные с необходимостью сдавать ЕГЭ и, в принципе, выбирать свой профессиональный и жизненный путь. 

Одним из типичных проявлений тревожности учеников выпускных классов может быть излишняя старательность при подготовке к экзаменам или, наоборот, полный отказ от подготовки. Девятиклассник Костя не ходит на дополнительные занятия, которые организованы в школе для подготовки ГИА, и уже два раз не приходил в школу в дни написания тренировочных тестов.