• +7(911) 716 85 00
  • ИП Румянцева Полина Витальевнаг. Санкт-Петербургулица Маршала Тухачевского дом 22 (б/ц Сова)
  • polinarum
  • polinarum@gmail.com
  • ИНН 470501040426 , ОГРНИП 318470400074331
Назад к списку

Про тепло и холод в отношениях между учителем и учениками 

Как ни крути, учителя – важные люди в жизни наших детей, и от отношения с ними зависит во многом и отношение ребенка к учебе и, в целом, его эмоциональное благополучие в школе. Именно поэтому хочется как-то понять возможные варианты отношений между учителем и учениками, «разложить их по полочкам», классифицировать.Конечно, в психологии такие классификации существуют, причем не одна. Но мне особенно нравится вариант, предложенный Яковом Львовичем Коломинским. 


 

Нравится именно тем, что эта классификация уделяет внимание последствиям каждого типа педагогического отношения для эмоционального благополучия ребенка.

В основе классификации – «знак» эмоционального отношения («теплое», то есть принимающее и позитивное или «холодное», то есть негативное, отторгающее) и то, «где» в психологическом пространстве это отношение существует: внутри педагога (это то, что он чувствует на самом деле, его реальное, искреннее отношение) и снаружи (то есть то, как учитель ведет себя по отношению к ученику, что демонстрирует; понятно, что такое внешнее отношение может быть и сознательно конструируемым, отличающимся от реального, внутреннего). 

Итак, первый, самый благоприятный тип педагогического отношения – это «тепло – тепло». Я надеюсь, что всем нам попадались в жизни такие учителя, обычно именно их мы вспоминаем с любовью и нежностью. Про таких людей говорим обычно, что это «учитель с большой буквы». Такие педагоги искренне любят свою работу, увлечены ей, любят своих учеников и, не стесняясь, проявляют всю свою душевную теплоту при общении с ребятами. 

Как ни странно, на втором месте с точки зрения наименьшей травматичности – тип отношений «холодно – холодно». Это про учителей, которые не любят ни детей, ни школу, но в силу каких-то обстоятельств продолжают в ней работать. Эту нелюбовь они открыто проявляют в своем взаимодействии с учениками. Получается что-то вроде такого: «Ааааа, у нас сейчас биология. Анна Сергеевна нас ненавидит, опять сейчас будет дебилами весь урок обзываться». 

 Почему такое взаимодействие не будет обычно слишком травматичным для ребенка? Оно, конечно же, очень неприятно, но абсолютно предсказуемо: ребенок совершенно точно понимает, что его ждет, соответственно, обычно успевает «надеть доспехи» или «уползти в панцирь». 

Третий тип отношений «тепло – холодно». Такие учителя, на самом деле, любят свою работу и учеников, но категорически не показывают этого в поведении. Почему? Например, потому что не умеют; далеко не все люди умеют проявлять теплые чувства; точнее, обычно у них есть к этому предпосылки в самом раннем детстве, но потом, чаще всего в результате какого-то негативного опыта, сказать другому «ты идиот» становится гораздо легче и безопаснее, чем признаться в любви, подставив тем самым окружающему миру свое белое и незащищенное брюшко. 

А часть учителей искренне считает, что проявлять позитивные чувства по отношению к детям – «непедагогично», что ученики тогда «разболтаются» и «сядут на шею», что «учитель должен быть строгим». Здесь мне учительница из моей собственной школы вспоминается, назовем ее Марь Иванна.

 Мне кажется, практически в каждой школе есть такой педагог, практически «живая легенда», про которую шепотом на переменах рассказывают анекдоты про то, как звонит директору школу директор зоопарка и трагическим голосом сообщает: «Вы знаете, Ваша Марь Иванна попала в клетку к нашему льву». А директор школы на это меланхолически замечает: «Ваш лев – Вы его и спасайте». 

Так вот, несколько раз выпускники школы с огромными от удивления глазами рассказывали мне о том, как встречали Марь Иванну уже после того, как она переставала ощущать себя их педагогом, и бросалась к замеревшим от привычного ужаса «деткам» с радостными объятиями… 

 Наконец, самый неблагополучный для детей тип – это «холодно – тепло». Это вариант, при котором учитель, на самом-то деле, никаких теплых чувств к детям и школьной жизни не испытывает, но изо всех сил пытается демонстрировать нечто обратное. 

Вот и получается, что бросается, к примеру, первоклашка к своей учительнице «с обнимашками», а у нее первая непроизвольная реакция – отстраниться, отогнать, а потом берет верх сознание, появляется «дежурная» улыбка и не менее «дежурный» телесный контакт. В результате ребенок постоянно сталкивается с двойными сигналами и противоречащими друг другу посланиями, что, как подчеркивается многими психологическими теориями, ни разу не полезно с точки зрения его развития и даже, в широком смысле, психического здоровья.