Понятно, что школьные страхи и тревоги ребенка не вырастают на пустом месте. Школьная тревожность имеет разнообразные причины. И их важно понимать, когда мы пытаемся разобраться с тем, что происходит с ребенком, и наметить способы ему помочь.
Все разнообразные причины школьной тревожности можно свести к следующим основным:
- учебные перегрузки;
- трудности ученика при освоении школьной программы;
- неадекватные ожидания родителей;
- травматичные отношения с учителями;
- постоянно повторяющиеся ситуации оценивания и экзаменов;
- смена класса и/или непринятие ребенка одноклассниками.
Сегодня я открываю серию статей, посвященных причинам школьной тревожности, потому что все они, на мой взгляд, заслуживают более серьезного рассмотрения. И поговорим мы об учебных перегрузках. К сожалению, это очень распространенная причина школьной тревожности. Она связана с тем, что организация учебы в современных школах далеко не во всем и не всегда соответствует психологическим особенностям и возможностям ребенка.
Например, давайте посмотрим на то, как устроен учебный год. Самая короткая четверть (вторая) длится обычно около семи недель. А помните, как невозможно долго тянется третья четверть, как обычно устают к ее окончанию и дети, и родители?
На самом деле, проводились специальные исследования, которые показали, что детям тяжело учиться больше шести недель подряд (особенно это касается младших школьников и подростков): к концу этого периода у них резко снижается работоспособность и повышается тревожность. Чтобы восстановиться, нужен перерыв не меньше недели. Очень хорошо, конечно, что теперь у первоклассников в феврале есть дополнительные каникулы, но вообще-то проблему это не решает.
Еще один источник перегрузок – чрезмерная занятость ребенка школьными делами в течение недели. Обычно дети лучше всего способны учиться во вторник и среду, начиная с четверга растет утомление, работоспособность резко падает, а вместе с ней ползет вниз и эффективность учебы. Очень важно, чтобы у ребенка был хотя бы один полноценный выходной в неделю: день, когда он может не делать домашних заданий и вообще не думать о школьных делах. И вот этот момент зависит уже не только от школы и учителей, но и от родителей, которые могут помочь ребенку более конструктивно распределить время для выполнения домашних заданий, и, самое главное, хотя бы иногда разрешать и ему, и всей семье, отвлекаться от школьных дел и вспоминать, что в мире есть и другие дела и интересы.
Определенный вклад в перегрузки вносит и длительность урока. Наблюдения за детьми в школе показывают, что в первые полчаса урока ребенок отвлекается в три раза меньше, чем в оставшееся время. И именно в оставшиеся 10-15 минут урока резко возрастают и проявления тревожности. Опять же, мы не можем повлиять на длительность школьного урока, но можем учитывать этот факт, когда ребенок занимается дома выполнением домашнего задания.