Очень хороший результаты можно получить, если помочь ребенку выйти из позиции жертвы. Например, вы можете сказать ему следующее: «Представь себе, что ты проводишь эксперимент над детьми в своем классе. Заведи особый блокнот и отмечай, кто и сколько раз обзовет тебя в течение дня, записывай также и свою реакцию на каждую насмешку. Потом можно будет посмотреть, от чего зависят их обзывания. Может быть, это связано с днями недели? В четверг они обзываются больше, чем в понедельник?». Наш опыт показывает, что такой прием дает очень неплохой эффект. Ребенок начинает чувствовать себя не беззащитной жертвой, а этаким экспериментатором, с карандашом и блокнотом в руках склонившимся над банкой с пауками. Естественно, что такое изменение внутренней позиции обязательно приведет и к изменениям в поведении ребенка, а это уже сделает приставания к нему далеко не такими интересными для окружающих. Также можно предложить ребенку придумать как можно больше способов реагирования на ситуацию обзывания. Ребенок может называть абсолютно способы, даже самые фантастические (например, позвать на помощь инопланетян). Главное, чтобы способов было побольше. Это поможет вашему сыну или дочке справиться с ощущением беспомощности, очень часто проявляющимся вместе со страхом подвергнуться насмешкам. Очень важно для ребенка, который боится насмешек со стороны сверстников, получить опыт позитивного общения с другими ребятами. Чаще всего этот опыт уже есть, просто ребенок может забывать о нем под влиянием сильных эмоциональных потрясений, связанных с насмешками в свой адрес. Напомните сыну или дочке о мальчике Васе, с которым он играет во дворе, или девочке Маше, с которой она ходит в музыкальную школу. Напомните, что Вася и Маша вовсе не смеются над вашим ребенком, а наоборот, хотят дружить, стремятся общаться. Если ребенок помнит об имеющихся друзьях (а эти воспоминания играют роль внутреннего ресурса, неприкосновенного запаса положительных эмоций) ему легче сносить неприятные моменты, случающиеся во взаимодействии со сверстниками.Еще одно направление помощи детям, переживающим страх быть высмеянными окружающими, - обучение их навыкам более эффективного общения. Иногда страх ребенка может быть вызван именно тем, что он просто недостаточно хорошо представляет себе, как строить отношения с другими людьми. В этом случае можно разбирать различные жизненные ситуации и обсуждать, как поступили их герои, почему они так сделали, к чему это привело, и как можно было бы сделать по-другому. Материалом для подобных обсуждений может быть все, что угодно – реальные ситуации из жизни знакомых, фильмы, книги и т.д.. Постепенно можно
начать обсуждать и реальные ситуации из жизни ребенка. Здесь важно подвести ребенка к осознанию того, что то, как складываются его отношения с окружающими, - не только дело слепого случая или влияния качеств других людей, но и результат его собственных усилий. Очень важно, чтобы ваша дочка или сын научились принимать на себя ответственность за то, что происходит в их межличностных отношениях. Как показывают результаты исследований, высокая тревожность очень тесно связана с ощущением невозможности контролировать ситуацию, а когда ребенок видит, что от его действий хотя бы в какой-то степени зависит отношение окружающих, это значительно уменьшает тревогу и страхи. Как мы уже выяснили с вами выше, страх быть высмеянным бывает связан и с самооценкой ребенка. Поэтому помогать освобождаться от этого страха значит повышать уверенность в себе. К сожалению, это далеко не такое простое дело, как иногда кажется взрослым. Если мы замечаем, что наш ребенок не уверен в себе, первое стремление, которое возникает, - почаще хвалить его или ее. Однако, как показывают наблюдения психологов, нередко похвалы действуют на неуверенного в себе ребенка парадоксальным образом: еще больше укрепляют эту заниженную самооценку. Услышав похвалу, неуверенный в себе ребенок думает: «Видимо, совсем плохи мои дела, если меня все время так хвалят». Что же делать? Все-таки хвалить, но только за какие-то конкретные достижения ребенка. То есть похвала «Ты у меня самая умная» окажет менее позитивное воздействие, чем «Ты очень здорово решила эту задачу по математике. Тебе потребовалось всего пять минут, чтобы найти ответ. И мне очень понравилось, как логично и последовательно ты рассуждала». Для повышения самооценки ребенка можно использовать и ряд специальных упражнений и приемов, о которых мы уже говорили с вами при обсуждении других страхов. Еще один важный вопрос, который стоит обсудить с ребенком, страдающим страхом быть высмеянным состоит в том, всегда ли стоит поступать так, чтобы тебя НЕ высмеяли, всегда ли стоит подчиняться большинству, делать как все. Это очень серьезный вопрос, имеющий отношение к очень серьезным проблемам. Как показывают результаты разнообразных исследований и опросов, очень многие младшие подростки начинают курить или пробуют алкоголь (а иногда и более серьезные психоактивные вещества) именно из-за такого «стадного» чувства, боязни, что в случае отказа тебя будут считать «слабаком», «маменькиным сынком» и т.д.. Для того, чтобы ребенку было легче справиться с подобными ситуациями в будущем, можно провести с ним специальную ролевую игру. Вы будете предлагать ему разные вещи, а он говорить «нет». Желательно отвечать «нет» весело, так называемым «легким тоном». Можно обсудить и проиграть различные способы отказа. Например, такие:
•«Заезженная пластинка». Ты повторяешь «нет» столько раз, сколько это потребуется («Пойдем, покурим» - «Нет, спасибо» - «Да, ладно, давай» - «Нет» - «Ты что, боишься?» - «Я уже сказал, что не буду курить» и т.д..).
•Ответить «нет» и объяснить причину отказа («Пойдем попьем пива» - «Нет, мне не нравится его вкус»).
•Ответить «нет» и предложить какую-то альтернативу («Давай покурим» - «У меня дома новый DVD с классным фильмом. Пойдем лучше его посмотрим).
Итак, чтобы помочь ребенку справиться со страхом быть высмеянным родителям не всегда следует:
- переводить ребенка в другой класс или школу;
- пытаться самим «разобраться» с обидчиками ребенка.
Для того, чтобы ребенок смог преодолеть страх быть высмеянным:
•расскажите ребенку о своем опыте переживания негативных отношений со сверстниками и о том, как вам удалось справиться с этими ситуациями;
•помогите ребенку найти безопасные способы выражения гнева и злости на обидчиков;
•обучайте ребенка общаться с другими людьми;
•помогите ребенку выйти из позиции беспомощной «жертвы» чужих издевательств;
•повышайте уверенность в себе и самооценку ребенка.
- Обсудите с ребенком, в каких ситуациях лучше оказаться высмеянным, чем пойти на поводу у мнения большинства.