Назад к списку

К вопросу о курице и яйце: самооценка и мотивация в развитии ребенка

Каждый родитель склонен задумываться о будущем своего ребенка. Довольно часто результат этих раздумий выражается формулой «Главное, чтобы он(а) был(а) счастлив(а)!». Для некоторых родителей важно, в первую очередь, создать у ребенка ощущение собственной ценности, другие же, наоборот, считают, что это самое ощущение должно рождаться в результате достижения определенных результатов. Что же говорит по этому поводу современная психологическая наука? 


На самом деле, высокая самооценка – это важный компонент мотивации. Если ребенок не уверен в себе, он вряд ли будет стремиться к успеху, или просто верить в то, что успех возможен. То есть можно утверждать, что высокая самооценка – это не следствие успехов и достижений, а наоборот. В современных теориях мотивации подчеркивается, что любой человек от своей природы наделен стремлениями исследовать окружающий мир и развиваться, но эти стремления могут искажаться или становиться менее выраженными под влиянием семьи, общества и культуры. Как известно, мотивация бывает внешней и внутренней. То есть ребенок может хотеть учиться потому, что ему просто нравится узнавать что-то новое (это внутренняя мотивация, она родом из самой учебной деятельности), а может для того, чтобы получить «пятерку» или не схлопотать «двойку» (это внешняя учебная мотивации, ее истоки – вне учебной деятельности). Ни один из этих видов мотивации не является «лучшим» и «более правильным», но важно понимать, что когда человек что-то делает, исходя из внутренней мотивации, его приходится гораздо меньше подталкивать и поощрять. На уровень мотивации человека большое влияние оказывают три потребности: потребности в компетентности, автономии и аффилиации. Это базовые человеческие потребности, и степень их удовлетворенности неизбежно будет оказывать влияние на мотивацию человека. Потребность в компетентности подразумевает то, что человек хочет ощущать себя способным в чем-либо и успешным. Потребность в автономии – это потребность контролировать собственную жизнь, «оставаться собой». Наконец, аффилиативная потребность мотивирует человека взаимодействовать с другими людьми, устанавливать с ними эмоциональный контакт. Родители формируют самооценку ребенка и ощущение его самоценности, когда они его хвалят, предоставляют возможность взять за что-то ответственность (конечно же, уровень этой ответственности зависит от возраста ребенка и от стадии его развития), а также дарят ребенку безусловную любовь и принятие. Именно таким образом удовлетворяются потребности в компетентности, автономии и аффиляции, о которых мы поговорили выше.Когда ребенка хвалят за что-то, что он сделал, удовлетворяется потребность в компетентности. Здесь важно не перехвалить ребенка и не называть его молодцом, если совершенно очевидно, что в данном случае он совсем не молодец. Если ребенок не уверен, что похвала искренняя и соответствует действительности, он не сможет нормально удовлетворять потребность в компетентности в своей дальнейшей жизни. Здесь важно также хвалить самого ребенка, а не его действие. Если малыш притащил Вам рисунок, скажите: «Ты здорово рисуешь». Именно такая фраза будет скорее удовлетворять потребность в компетентности и способствовать формированию высокой самооценки, чем слова «это очень хороший рисунок».Важно давать ребенку возможность принимать на себя ответственность, делать свой собственный выбор. Совсем малыша можно попросить «помочь» разобрать продукты, ученик средней школы может сам возвращаться домой, а подросток – решить, какого цвета обои будут в его комнате после ремонта. Таким образом ребенок может ощутить, что он сам контролирует события в своей жизни, это поможет построить здоровую самооценку и удовлетворить потребность в автономии. Детям важно чувствовать, что и любят просто за то, что они есть, а не за то, что они делают. Существует миллион способов, которыми родители могут это показать: внимательно слушать ребенка, проводить вместе время, спрашивать его мнение, прощать ошибки… Если ребенок чувствует, что его любят, у него разовьется ощущение собственной ценности и будет удовлетворена потребность в аффилиации.Нам иногда кажется, что высокая самооценка берется из мотивация достижения, а не наоборот, но результаты современных психологических исследований это опровергают. Если бы достижения формировали высокую самооценку, наиболее успешные люди были бы самыми счастливыми. Оказывается же, что построенная таким образом самооценка очень хрупка, люди, основывающие свою самооценку на достижениях, гораздо больше зависят от оценки окружающих и постоянно сравнивают себя с другими. Ребенок, который усвоил, что его ценность основывается на том, что ему удалось сделать, вырастет, скорее всего, в неуверенного в себе взрослого. Довольно часто нам приходится давать детям конкретные указания. Это внешняя мотивация, но она может перерасти во внутреннюю. Все родители на вопрос ребенка «почему я должен это делать?» периодически отвечают «потому что я так сказал». Но ребенок, который убирается в комнате, потому что его заставляют родители, со временем может научиться ценить порядок, а также начать гордиться тем, что он так здорово умеет справляться с этой задачей. Со временем ребенок может начать воспринимать себя как аккуратного человека и удовлетворять тем самым потребность в автономии (убирая за самим собой). Здесь мы по-прежнему имеем дело с внешней мотивацией (очень мало найдется детей, убирающих комнату из-за большой любви к процессу уборки), но чем больше она переходит во внутренний план, тем больше ребенок удовлетворяет свои базовые потребности и формирует здоровую самооценку.Наверное, каждый родитель, хочет, чтобы ребенок был счастлив. Современная психология показывает, что дети, у которых есть возможность удовлетворить свои потребности в компетентности, автономии и аффиляции, будут хорошо относиться к самим себе и сформируют на этой основе мотивацию развиваться, расти и добиваться успеха.