Практикующий психолог довольно часто сталкивается с просьбой помочь в выборе профессии, и это совершенно неудивительно. Выбор профессии – одно из самых ответственных решений, которые мы принимаем в своей жизни, очень важно делать это на основании как можно более полной информации.В современной психологии существует множество подходов к проблеме профориентации, разработаны разнообразные технологии, которые позволяют молодому (или не очень) человеку найти себя в мире профессий. Но можно заметить, что большинство существующих профориентационных опросников нацелены на прояснение интересов человека, его желаний и т.д.. Конечно, это очень важный фактор выбора профессии, но все же не единственный. Важно понимать, что в выборе профессии помимо «хочу» есть еще и «могу»: способности, профессионально значимые личностные качества, состояние здоровья, наконец. Именно поэтому, на наш взгляд, при профориентационном тестировании очень важно получить информацию и о такой важной составляющей способностей человека, как интеллект, его отдельных компонентах, «сильных» и «слабых» сторонах и т.д..В качестве конкретного примера я бы хотела рассказать об опыте работы с Кариной, ученицей 8-го класса (естественно, настоящее имя девушки изменено).
Мама Карины обратилась за помощью потому, что девушке вскоре предстояло определяться с профилем дальнейшего обучения, а сделать это было тяжело: Карина довольно хорошо учится по всем предметам, интересуется в жизни многими вещами, именно поэтому мы решили начать двигаться в сторону профессионального самоопределения от изучения интеллектуальных способностей.В работе я использовала две достаточно хорошо известные методики: тест структуры интеллекта Амтхауэра и прогрессивные матрицы Равена. Расскажу о некоторых получившихся результатах.Оказалось, что Карину характеризует средний уровень общей осведомленности, что говорит о том, что, при наличии определенного интереса к окружающему миру, все же сохраняется детская ограниченность общего кругозора. В некоторых условиях данная особенность может препятствовать успешности обучения по гимназическим программам.Речевое понятийное интуитивное мышление развито на высоком уровне. Карина способна легко выделять суть в пространно изложенной, описательной информации, формулировать свое мнение по различным вопросам культурно-исторического характера. Данная интеллектуальная особенность обеспечивает хорошее понимание предметов школьного цикла, высокую успеваемость.Речевое понятийное мышление развито на хорошем уровне. Это означает, что любые тексты Карина воспринимает осмысленно; читая или слушая, она способна следить за логикой изложения последовательно происходящих изменений, способна выделить внутреннюю структуру текста, расставить смысловые акценты.Также хорошо развита операция понятийной категоризации, то есть способность к образованию понятий, определению конкретных явлений в рамках более общих категорий, систематизации знаний, обобщению, структурированию материала посредством создания объективных классификаций.Результаты тестирования позволяют определить у Карины средний уровень развития математических навыков, начальную стадию формирования математической интуиции. Абстрактное мышление развито на высоком уровне, что свидетельствует о незаурядном интеллектуальном потенциале. Это показатель развитого формально-логического мышления, наличия умения оперировать отношениями, зависимостями безотносительно к качественному содержанию информации.Операция образного синтеза развита на хорошем уровне. Данная особенность говорит о способности к формированию целостных представлений на основе последовательно накапливаемой, но несистематизированной, разрозненной, отрывочной, неполной информации.В то же время, пространственное мышление развито на низком уровне. Это свидетельствует о том, что образное восприятие доминирует над логически-структурным. Данная особенность может быть препятствием при усвоении таких дисциплин, как физика, геометрия, тригонометрия, черчение.Оперативная логическая память развита хорошо. Данный вид памяти отличается тем, что запоминание предваряется осмыслением, структурированием информации, выделением ее внутренней закономерной логики.Особенности визуального мышления, оперирующего формально-графическими изображениями, были изучены при помощи теста Равена.Визуальное структурное мышление развито хорошо. Карина довольно легко выделяет связи, закономерности, изображенные графически. Может быстро научиться «читать» схемы и чертежи, способна самостоятельно применять рисунки и схемы для лучшего понимания и запоминания материала.Для Карины характерен высокий уровень развития структурно-динамического визуального мышления. Это связано со способностью идентифицировать объект, явление во всех фазах развития, быстро понимать принцип, согласно которому происходят преобразования, может прогнозировать характер изменения объекта еще до того, как они произойдут.Визуальное комбинаторное мышление развито хорошо, а вот абстрактное визуальное мышление (то есть способность выражать графически наиболее абстрактные алгебраические зависимости, а также видеть, выделять математические закономерности в вербально и визуально представленной информации) только еще начинает формироваться. По результатам проведенного обследования удалось сделать следующие выводы о наличии интеллектуальных задатков к развитию профессиональных способностей.Гуманитарная специализация (филология, литературоведение, искусствоведение, журналистика) – возможно развитие соответствующих профессиональных способностей.Общественные науки (история, философия, социология, юриспруденция, психология и т.д.) – возможно развитие соответствующих профессиональных способностей при условии расширения общего кругозора.Иностранные языки – нельзя говорить о наличии ярко выраженных интеллектуальных склонностей.Педагогика - возможно развитие соответствующих профессиональных способностей (но необходимо учитывать также личностные особенности).Естественные науки (биология, химия, география, археология, геология, медицина, фармакология) - возможно развитие соответствующих профессиональных способностей, но в медицинских специальностях не рекомендованы стоматология и хирургия.Прикладная математика, программирование - нельзя говорить о наличии ярко выраженных интеллектуальных склонностей.Экономика – нельзя говорить о наличии ярко выраженных интеллектуальных склонностей.Инженерная деятельность - нельзя говорить о наличии ярко выраженных интеллектуальных склонностей.Архитектура, промышленный дизайн - нельзя говорить о наличии ярко выраженных интеллектуальных склонностей.И Карина, и ее мама отметили, что полученная информация оказалась для них очень ценной, хотя, конечно же, прохождение подобного тестирования требует немалого времени и определенных усилий.