Назад к списку

Как помочь своему ребенку научиться справляться с тревогой 

Ребенок любого возраста может столкнуться с тревогой. Довольно часто тревога возникает, когда ребенок попадает в новую для себя ситуацию, если он чувствует, что будет вынужден столкнуться с болью, наконец, если боится, что вы его покинете (пусть даже на время). Посещение поликлиники, поход в детский сад, запись в новый кружок, любые изменения привычного распорядка дня… Все эти, рутинные, вообще-то события, могут провоцировать возникновение тревоги. Конечно, обычно мы стараемся подготовить ребенка к какой-то новой ситуации, но довольно часто, несмотря на все наши усилия, чувство тревоги все-таки возникает. Каждый ребенок выражает тревогу по-своему, но к наиболее часто встречающимся признакам можно отнести изменения в уровне активности, потливость ладошек, слабость в ногах, боли в животе или голове, плач, попытки грызть ногти или тянуть себя за волосы. На самом деле, не очень важно, какая именно ситуация спровоцировала тревогу ребенка, описанные ниже стратегии можно использовать, чтобы помочь ему справиться со своими негативными эмоциями и уменьшить вероятность появления их в дальнейшем.


 

 Первое, что нужно, когда мы хотим помочь своему ребенку справиться с переживанием тревоги, - это сделать так, чтобы ребенок отследил произошедшие изменения в своем теле и поведении. Постарайтесь очень мягко указать на те особенности поведения, которые вы заметили, и спросите, осознает ли их ребенок. Например, если ребенок начинает грызть ногти, когда он встревожен, можно сказать примерно следующее: «Я вижу, что ты сейчас грызешь ногти. Ты это заметил?» Таким образом мы просто нейтрально описываем поведение ребенка и тем самым помогаем ему отследить свои телесные реакции на стресс. Тут очень важно не делать замечаний, хотя понятно, что нам поведение ребенка может не нравиться. Дело в том, что попытки «дисциплинировать» ребенка приведут к появлению у него чувства стыда, что только усугубит переживание тревоги. 

 Затем постарайтесь помочь ребенку понять, что чувствовать тревогу это нормально, что все люди начинают вести и ощущать себя по-другому, когда у них появляются подобные эмоции. Здесь важно на доступном для ребенка языке объяснить, что неприятные для нас ситуации могут вызывать тревогу и стресс, что эти переживания могут вызывать телесный дискомфорт, даже головную боль. Расскажите, что все люди (и вы в том числе) временами испытывают стресс и тревогу, и что каждый переживает это по-своему. Например, можно сказать что-то вроде «Мне тоже не очень нравится разговаривать с незнакомыми людьми. Иногда я очень сильно нервничаю, и тогда у меня потеют руки и ноги». Помогите ребенку понять, что в переживании тревоги нет ничего «неправильного»: наше тело таким образом просто сообщает нам о том, что ему некомфортно.

 После того, как вы помогли ребенку осознать тревогу и дали понять, что эти переживания нормальны, постарайтесь снизить тревогу. Первый шаг здесь заключается в том, чтобы поговорить о конкретных аспектах ситуации, вызывающих тревогу, и постараться словесно смягчить эти страхи, насколько это будет возможно. Например, ребенок разволновался перед приемом врача. Он боится укола, или того, что его будут трогать холодным стетоскопом, или смотреть горло. Если вы поговорите с ребенком о его опасениях, вы не только сможете прояснить реальную проблему, но и получите шанс сообщить более соответствующую действительности информацию о том, чего именно стоит ожидать. Если тревога у ребенка сохраняется, можно использовать специальные техники для снижения ее остроты. Это могут быть дыхательные упражнения, расслабление мышц, физический контакт с родителем (который помогает дать ребенку почувствовать вашу поддержку). 

Иногда подходящим решением может быть даже уход из стрессогенной ситуации с тем, чтобы попробовать в другой раз. Если у ребенка началась настоящая истерика или он демонстрирует признаки панической атаки, лучше отвести его в место, в котором он почувствует себя в безопасности. Не нужно заставлять ребенка делать то, что без особой нужды вызывает у него сильный страх. Если ребенок боится клоунов, не стоит заставлять его фотографироваться вместе с ними, если ужас вызывает Дед Мороз, вряд ли будет мудро тащить малыша на очередную «елку». Если ребенка пытаются таким образом заставить «силой» преодолеть свой страх, возрастает вероятность его закрепления и даже появления настоящих фобий. Вместо этого гораздо эффективнее двигаться в сторону преодоления страха очень осторожно, мелкими шажочками. 

 Если тревога ребенка достигает уровня, при котором он не может нормально включаться в необходимые формы деятельности, если тревога стала хронической, если она мешает ребенку общаться и взаимодействовать с другими людьми, стоит обратиться за помощью к специалисту. Здесь важно обращать внимание на ситуации, при которых тревога мешает ребенку нормально учиться в школе, если начались трудности со сном, произошли изменения в аппетите и т.д.. 

 На самом деле, у родителей есть все возможности оказать влияние на способность ребенка справляться со своей тревогой. Помогая ребенку научиться распознавать тревогу, проговаривать свои чувства и использовать техники расслабления, вы строите прочный фундамент для формирования стрессоустойчивости ребенка в будущем.