Знакомая фраза, не правда ли? Трехлетку оставили без покупки очередной машинки в магазине, первоклассника заставляют решать ненавистные задачи по математике, девушку-подростка не пустили провести время в сомнительной и небезопасной, с точки зрения родителей, компании…
Что происходит с нами, взрослыми, в том момент, когда мы это слышим? Да ничего хорошего. Возникает обида, злость, ощущение глубочайшей несправедливости и даже беспомощности. Нередко первое желание, которое возникает в подобной ситуации – ответить тем же: «Я тебя тоже не люблю», «Ах, так! Тогда я вообще не буду ничего для тебя делать». Помогают ли такие реакции конструктивно выйти из сложившейся ситуации, наладить эмоциональное состояние и свое, и ребенка? Мне кажется, что не особенно. По большому счету, такое взаимодействие напоминает классические «разборки» малышей в песочнице, когда один, получивший по голове лопаткой, стремится тут же отомстить обидчику. Проблема только в том, что в нашем с вами примере один их участников – уже вовсе не несмышленыш, а вполне себе взрослый, разумный человек, которому вроде бы совсем не пристало отвечать на обидные вещи в стилистике «сам дурак».
Для того, чтобы найти более адекватный способ реагирования на подобные слова ребенка, необходимо, прежде всего, понять, что же на самом деле с ним в этот момент происходит. Действительно ли он не любит нас, когда произносит эту сакраментальную фразу? Конечно же, нет. Скорее всего, он злится на нас, гневается, обижается. То есть испытывает определенные эмоции, которые были вызваны данной ситуацией и нашими в ней действиями. Испытывать отрицательные эмоции в ситуации, при которой мы не получили желаемого, не смогли удовлетворить имеющуюся потребность – это абсолютно нормально и естественно, это заложено в самой основе того, как работает наша психика. Другой вопрос, что нас, взрослых, довольно часто ранят негативные эмоции наших детей (как малышей, так и не очень), поскольку нам часто кажется, что «у хороших родителей дети не плачут».
Итак, что же лучше делать в обсуждаемой нами ситуации? Прежде всего, внутренне «разрешить» ребенку испытывать в наш адрес отрицательные эмоции: обиду, злость, гнев. Их наличие не говорит о том, что мы плохие родители, или что нам «достался» плохой и неблагодарный отпрыск. Еще раз хочется повторить, что отрицательные эмоции – это нормальная реакция нашей психики на ситуацию, в которой что-то пошло не так, как нам бы этого хотелось. Очень полезно здесь было бы учить ребенка понимать то, что с ним происходит. Для начала можно просто проговаривать те эмоции, которые, с Вашей точки зрения, он сейчас так неуклюже пытается выразить: «Мне кажется, ты сейчас на меня очень злишься», или «Ты сейчас на меня больше злишься или обижаешься?». Поступая таким образом, мы даем ребенку очень важный урок: мы понимаем и принимаем его эмоциональное состояние и учим выражать это состояние более-менее конструктивно.