• +7(911) 716 85 00
  • ИП Румянцева Полина Витальевнаг. Санкт-Петербургулица Маршала Тухачевского дом 22 (б/ц Сова)
  • polinarum
  • polinarum@gmail.com
  • ИНН 470501040426 , ОГРНИП 318470400074331
Назад к списку

Материнство в зеркале общественных представлений. Все ли так радужно, как нам это обычно кажется? 

В современной психологии общественные (социальные) представления – один из излюбленных объектов исследования. И это очень понятно, ведь эти самые социальные представления (то есть существующие в обществе мысли, образы, идеи, эмоции по поводу чего-то или кого-то) не только отражают социальную реальность, но и активно участвуют в ее формировании. Сегодня мне хотелось бы рассказать вам, уважаемые читатели, о результатах современных исследований социальных представлений о материнстве. Почему эта тема кажется важной и интересной? Потому что современные исследования (да и жизненный опыт, ровно как и мой опыт психологического консультирования) показывают, что помимо «внешнего» слоя представлений о материнстве, в котором это явление рисуется исключительно позитивно и эмоционально положительно, существует и более глубинный, мало осознаваемый слой, содержащий гораздо более негативные моменты, которые могут являться основой такого явления, как дискриминация и само-дискриминация женщины-матери. Итак, что же это за результаты?


 Во-первых, существуют представления об абсолютной обязательности исполнения каждой женщиной материнской роли. Для этого в современной социальной психологии есть даже специальный термин – материнский мандат. Считается, что материнство – это стержень, ядро женской идентичности. Если женщина отказывается от рождения детей, ее обязательно будут осуждать или, в лучшем случае, жалеть: считать эгоистичной, несчастной (по крайней мере, глубоко внутри, даже если она этого не показывает), просто-напросто психологически нездоровой. 

 Во-вторых, предполагается, что материнство всегда должно приносить женщине исключительно радость и счастье, сплошь одни положительные эмоции. Если у женщины не очень-то получается получать удовлетворение от исполнения своей материнской роли, она рискует получить ярлык «ненормальной» и «нездоровой». Очень часто женщины, сталкивающиеся с тем, что материнство не приносит ожидаемого эмоционального удовлетворения, отказываются признаться в этом даже сами себе, что не позволяет им обратиться за психологической поддержкой, как дружеской, так и профессиональной. Здесь же нужно вспомнить веру в наличие всемогущего «материнского инстинкта», который должен «автоматически включиться» сразу же после родов и направлять женщину во всех ее заботах о ребенке. Опять же, не обнаружившие у себя проявления этого «инстинкта» женщины начинают подозревать, что с ними «что-то не то», что «материнство – это не для них», погружаясь, порой, в очень тяжелые чувства. 

 В-третьих, исследования подтверждают, что в общественном сознании существуют очень жесткие стереотипы относительно того, что значит быть «хорошей матерью». Причем в реальности этим стереотипам практически невозможно соответствовать. В результате, пытаясь «впихнуть» себя в эти жесткие рамки идеализированных представлений о «настоящей матери», женщины начинают испытывать чувство вины и очень неоднозначные эмоции при общении с собственными детьми.

В-четвертых, очень интересно и то, что обсуждаемые нами представления о материнстве, существующие в обществе, очень часто выходят далеко за пределы сферы семейных отношений, оказывают влияние на жизнь женщины в самых разных аспектах ее жизни. Например, беременных женщин коллеги по работе начинают воспринимать исключительно как будущих матерей, а не как эффективных профессионалов. Самих женщин это довольно часто совсем не радует, а приводит к появлению ощущения недооцененности, страхам и тревогам, связанным с неуверенностью в собственном профессиональном будущем. Выход их декрета тоже далеко не всегда происходит гладко, потому что женщине приходится преодолевать чувство вины и тревоги, которые связаны с опасениями по поводу невозможности успешно сочетать свои семейные и профессиональные роли. Коллеги тоже здесь обычно не способствуют эмоциональному благополучию молодой матери, поскольку зачастую сомневаются в ее мотивированности и компетентности. О чем же говорят нам все эти результаты современных социально-психологических исследований? На мой взгляд, прежде всего о том, что существующие в обществе представления о материнстве однозначно имеют «двойное дно», то есть как осознаваемые, так и гораздо менее осознаваемые компоненты. И именно эти неосознаваемые компоненты, о которых не принято говорить открыто, довольно часто оказывают серьезное влияние на женщин, существенно нарушая их психологическое благополучие.