Назад к списку

Про установление правил работы в группе. Результаты размышлений и собственного опыта 

Как известно, в психологии существует огромное разнообразие подходов, приемов и способов работы с группой. Однако существуют универсальные этапы групповой работы, которые мы проходим практически независимо от того, с кем и как в данный момент профессионально взаимодействуем. Одним из таких универсальных этапов является выработка правил групповой работы. На мой взгляд, правила необходимо устанавливать всегда, когда мы применяем даже элементы методов активного социально-психологического обучения или, тем более, групповой психотерапии, будь то занятие со студентами, родительское собрание или обучающий семинар для сотрудников компании. 


 Я обычно перехожу к теме правил после того, как озвучены и определены цели и индивидуальные ожидания участников. Именно в этот момент логично поднять вопрос о том, что для достижения наших целей, прежде всего, в группе необходима атмосфера доверия и психологической безопасности, желание говорить и слушать друг друга. И правила нам нужны именно для создания такой благоприятной психологической обстановки. 

С глобальной точки зрения, существует две стратегии выработки правил: «сверху» или «снизу». То есть правила могут быть сформулированы самой группой, либо они могут быть предложены в готовом виде ведущим. Очевидно, что в каждом из этих вариантов есть как свои достоинства, так и недостатки. В первом случае правила будут больше соответствовать потребностям данных конкретных участников, более того, поскольку правила будут выработаны самостоятельно, они будут наделены гораздо большей личностной значимостью и, соответственно, с большей вероятностью соблюдаться. Но в качестве существенного недостатка подобной процедуры необходимо отметить, прежде всего, то, что она отнимет просто очень много времени. Кроме того, всегда есть шанс, что какое-то важное правило, без которого сложно представить себе эффективное функционирование группы, окажется не сформулированным. Процедура «назначения» правил ведущим имеет «зеркальные» достоинства и недостатки, которые можно сформулировать краткой формулой «быстренько, но формальненько».

 Какой же вариант выбрать? Очевидно, что это зависит, прежде всего, от формата нашей работы, ее условий, целей и задач. Если мне нужно, например, провести родительское собрание (с элементами тренинга), очевидно, что я предложу заранее сформулированный список правил (просто потому, что на всю работу с родителями у меня будет, скорее, не больше 1,5-2 часов). В случае более продолжительной работы (например, начиная вести даже двухдневный семинар) я могу уделить работе с правилами гораздо больше времени. Кроме того, практика показывает, что вполне рабочим отказывается некая промежуточная стратегия выработки групповых правил: мы имеем в голове определенный «обязательный минимум», но предлагаем участникам подумать, какие правила будут важны именно для них, актуальны для данной группы. 

Довольно часто начать разговор на эту тему с группой не так просто. «Неискушенные» клиенты не очень хорошо понимают, о каких правилах идет речь, чего пытается от них добиться ведущий. Я в этом случае обычно предлагаю подумать, с каким человеком нам приятно и комфортно общаться, а с каким – нет. Что должен делать собеседник, чтобы мы хотели продолжать разговор, были готовы чем-то поделиться, а что, наоборот, может нас оттолкнуть. Именно такие вопросы обычно помогают начать вырабатывать групповые правила. Естественно, их лучше фиксировать в письменном виде, формулировать максимально конкретно и, желательно, в виде позитивных утверждений (например, «слушать каждого внимательно» вместо «не перебивать»).  

В качестве стандартного списка правил лично мой «необходимый минимум» включает следующие пункты:

 •конфиденциальность; 

•взаимное уважение; 

•равное время;

 •слушать каждого внимательно, говорить по одному; 

•искренность; 

•говорить о себе, от своего имени. 

Естественно, этот список очень сильно зависит и от условий нашей работы, и от используемого подхода, и от конкретного состава участников, их индивидуальных особенностей и возраста (у меня, например, не один раз бывали случаи, когда в правила на полном серьезе и отдельной строкой приходилось включать пункт «не кусаться»). 

После того, как правила выработаны, важно предоставить участникам возможность «пропустить их через себя», сделать более «своими» и личностно значимыми (как я уже писала, это значительно повышает вероятность их соблюдения). С этой целью я, например, обычно использую следующие вопросы:

 •какое правило будет легче всего соблюдать? 

•труднее всего соблюдать?

 •какое правило кажется самым важным (относительно себя, относительно других)?

 В зависимости от условий я могу «пустить» вопросы по кругу или задать их фронтально. Также на этом этапе важно закрепить правила в символической форме: например, попросить участников группы поставить свою подпись на листе, на котором они написаны (особенно этот прием актуален для подростков), придумать талисман, который будет олицетворять какое-то или какие-то из правил (классический пример – игрушка, которая передается из рук в руки вместе с правом голоса), договориться об условном знаке, который будет сигнализировать о нарушении правил, и т.д.. 

Если наша работа с группой не «одноразовая», то на второй встрече очень полезным бывает повторить и закрепить групповые правила. Я предпочитаю это делать в игровой форме, двигаясь «от противного». Такой формат позволяет довести ситуацию нарушения правил до абсурда, а также помогает участникам выразить чувства, связанные с необходимостью соблюдать правила. Например, можно предложить придумывать «вредные советы» по правилам: участники загадывают правило, придумывают и озвучивают «вредный совет», задача остальных – догадаться, о каком правиле шла речь. Например, недавно на школьном тренинге правило конфиденциальности было проиллюстрировано так: «Если твой одноклассник поделился на занятии чем-нибудь интересненьким, немедленно расскажи об этом всей школе». Еще можно разделить участников на мини-группы, дать каждой группе листок бумаги с написанным правилом и попросить их подготовить сценку на тему о том, что будет происходить, если написанное на листочке правило не соблюдается. Группы готовят и представляют свои сценки, остальные участники группы отгадывают правило.