Назад к списку

«Мама, я не хочу быть девочкой», или Про развитие гендерной идентичности 

Вынесенная в заголовок фраза, произнесенная трехлетней дочерью одной моей клиентки, повергла ее в настоящий ужас. В голове сразу сложилось несколько сценариев различной степени катастрофичности, среди которых был, конечно, и вариант, при котором семье придется привыкать к «неправильной» сексуальной ориентации девочки. Мой рассказ о том, как происходит формирование гендерной идентичности личности, какие этапы оно обычно проходит, оказался очень полезным для моей клиентки, существенно снизил ее тревогу. Я бы хотела поделиться этой, на мой взгляд, нелишней, информацией и с вами, мои уважаемые читатели.


 Вообще представление ребенка о своем поле формируется у него довольно рано – примерно в полтора года, причем именно это представление является своеобразным стержнем (самым устойчивым компонентом) самосознания в целом.В два года ребенок уже обычно знает свой пол, но еще не может толком объяснить причины своего выбора. 

В 3-4 года ребенок умеет определять пол окружающих людей, но часто связывает его с внешними случайными признаками («девочка, потому что волосы длинные» или «мальчик, потому что в брюках»). Именно на эту тему рассказывает замечательную историю известная американская специалистка в области гендерной психологии Сандра Бем. Ее сын-дошкольник как-то полюбил ходить в детский сад в беретике. Одногруппники начали его дразнить, заявляя, что он девчонка, раз носит такой неподходящий для мальчика головной убор. На это гендерно продвинутый сын Сандры Бем авторитетно заявил, что он вовсе не девочка, а мальчик, поскольку у него есть пенис. Ответ был получен следующий: «Ну, пенис есть у всех, а вот беретики носят только девочки». 

Еще в этом возрасте половая принадлежность очень часто считается детьми изменяемой характеристикой. Они вправду верят, что мальчик может стать девочкой, если отрастит косу; отсюда же такие радующие взрослых вопросы, как, например, «папа, а когда ты был маленький, ты был кем: мальчиком или девочкой?». Мой собственный сын в этом возрасте, рассуждая о своих жизненных планах, рассказывал, что, когда он вырастет, сначала будет папой, потом дедушкой, а потом – бабушкой… 

Осознание того, что половая принадлежность – это навсегда, приходит к детям примерно к 6-7 годам. В этом возрасте, кстати, девочки и мальчики начинают держаться стайками друг с другом, играть в разные игры и разными игрушками, то есть происходит так называемое усиление половой дифференциации и установок. 

 Следующий важный этап формирования гендерной идентичности – это, конечно же, подростковый возраст. Именно у подростков гендерная идентичность становится центральным компонентом самосознания. 

Гендерная идентичность взрослого человека – это очень сложное образование, которое состоит из множества частей: это не только осознание своей половой принадлежности, но и сексуальная ориентация, сексуальные сценарии, гендерные предпочтения и стереотипы.