• +7(911) 716 85 00
  • ИП Румянцева Полина Витальевнаг. Санкт-Петербургулица Маршала Тухачевского дом 22 (б/ц Сова)
  • polinarum
  • polinarum@gmail.com
  • ИНН 470501040426 , ОГРНИП 318470400074331
Назад к списку

Когда ребенок боится школы... 

Обращения по поводу школьной тревожности довольно часты в моей практике. В этой статье я хотела бы немного рассказать о том, что именно представляет собой школьная тревожность с точки зрения современной психологической науки. 


Начнем с того, что школьная тревожность — это достаточно широкое понятие, которое включает в себя разнообразные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия ребенка. Она может выражаться в том, что ребенок чувствует в учебных ситуациях себя неспокойно, волнуется, ожидает, что сверстники и учителя будут к нему плохо относиться, негативно оценивать. Ребенок постоянно испытывает ощущение собственной неполноценности, неадекватности, он не уверен в правильности своих решений и своего поведения. Школа и все, что в ней происходит, воспринимается ребенком как нечто потенциально опасное, содержащее угрозу. Причем обычно ожидание надвигающейся опасности соединено с ощущением неизвестности: ребенок не способен объяснить, чего же, в сущности, он боится. 

Существует определенная связь между выраженностью школьной тревожности и успеваемостью ученика. По данным исследователей, наиболее подвержены тревожности двоечники и отличники. Интересно, что «середнячки» эмоционально более устойчивы по сравнению с теми, кто ориентирован на получение только самых высоких оценок или не рассчитывает особенно получить оценку выше «тройки».

 Однако важно понимать, что школьная тревожность не трактуется современными учеными как однозначно негативное явление. Более того, исследователи считают, что эффективная учеба в школе возможна лишь при условии более или менее регулярного переживания ребенком тревожности по поводу событий собственной школьной жизни, однако выраженность этого переживания, его сила не должна преодолевать индивидуальной для каждого ребенка «порог», после которого это переживание уже только дезорганизует ребенка, но никак его не мобилизует

 Как отмечают отечественные и зарубежные ученые, повышенная тревожность может и не проявляться в нарушениях учебной деятельности, но, в то же время, являться причиной серьезных внутренних конфликтов у детей. Школьная тревожность часто связана с повышенным чувством ответственности, может переживаться как постоянный страх потерпеть в школе неудачу. Обладающие такими чертами дети обычно хорошо учатся, ведут себя безупречно, их часто любят в школе, но при этом чувствуют они себя там некомфортно. Иногда этот дискомфорт даже отражается на здоровье ребенка, проявляясь в виде психосоматических заболеваний. 

 Именно поэтому нам, взрослым, следует очень внимательно относиться к эмоциональному самочувствию ребенка в школе и вовремя обращаться за помощью.