• +7(911) 716 85 00
  • ИП Румянцева Полина Витальевнаг. Санкт-Петербургулица Маршала Тухачевского дом 22 (б/ц Сова)
  • polinarum
  • polinarum@gmail.com
  • ИНН 470501040426 , ОГРНИП 318470400074331
Назад к списку

Справляемся со школьными страхами: сочиняем страшилки  

Все-таки страшилки – один из моих любимых инструментов работы со страхами. Дети обычно очень хорошо принимают идею придумать страшилку, ведь это естественная часть детской субкультуры (вспоминаете себя ночами в пионерском лагере?), страшилки прекрасно помогают «выпустить» страх наружу, то есть разрядить его, наконец, это творчество, всегда полезное для развития и способностей, и личности в целом. 


На мой взгляд, страшилки прекрасно «работают» и в том случае, когда мы хотим помочь детям избавиться от школьных страхов. Как это делать? С удовольствием поделюсь своим опытом, постараюсь описать его так, чтобы это было полезно и психологам, проводящим групповые занятия по проблеме школьной тревожности, и родителям, которые хотят помочь своим детям. 

Для начала нужно сформулировать правила сочинения страшилок, разобрав для примера несколько историй. Если мы работаем с группой, можно даже приготовить и раздать участникам небольшую памятку: 

1.В страшилке нет имен, а только «один мальчик» или «одна девочка». 

2.Действие происходит «в одном городе», «на одной улице». 

3.В страшилке всегда есть главный герой и что-то неизвестное, что его пугает или охотится на него. 

 4.Сначала напряжение нагнетается, а потом происходит кульминация (что-то очень-очень страшное).

 5.В кульминационный момент выясняется, что это такое, или происходит что-то приятное, смешное. 

Обратите внимание, что пункт 5 приведенной выше «инструкции» не всегда выполняется в классических страшилках, где часто история заканчивается для главного героя совсем-совсем печально, но мы же сочиняем с вами страшилку в терапевтических целях, поэтому тут я все-таки за happy end. 

 После обсуждения правил дети (или ребенок) сочиняют страшилки. Как показывает опыт, часто трудности возникают именно с придумыванием счастливого завершения. В этом случае не мешает помочь ребенку: например, если речь идет о групповом формате работы, обратиться за помощью к окружающим. 

Если работа не «идет», вы можете помочь, сами рассказав страшилку. Например, такую: 

Один мальчик пришел учиться в новую школу. Школа стояла на черной-черной улице, была в черном-черном доме, стены в классе были выкрашены в черный-черный цвет, и там стояли черные-черные парты. Одетая в черное-черное платье учительница посмотрела на него и сказала: «Ну, здравствуй, мальчик. Смотри, учись хорошо. Если ты будешь плохо себя вести или не делать домашнее задание, тебе придется остаться в школе до 12 часов ночи». Когда учительница эта сказала, она улыбнулась красным-красным ртом с острыми-острыми зубами, а все дети вокруг вздрогнули. Мальчик очень старался учиться, он всегда делал все уроки и вечером много раз проверял, все ли тетрадки и учебники положил в портфель. Однажды, одним серым-серым утром, мальчик вышел в школу. Вдруг, на середине дороги, он испугался, что забыл дома тетрадь с домашним заданием по математике. Мальчик остановился в ужасе, открыл портфель и стал искать там тетрадку, с каждой минутой пугаясь все больше. Наконец тетрадка нашлась. С облегчением мальчик держал ее в руке. Но вдруг налетел сильный ветер, тетрадка вылетела из рук мальчика, закрутилась и улетела в другой конец улицы. Мальчик бросился за ней, он бежал изо всех сил, плача, но все оказалось тщетно, тетрадку с выполненным домашним заданием по математике так и не удалось догнать. Понурив голову, мальчик пошел в школу. Там учительница в черном-черном платье сразу ткнула в его сторону пальцем с длинным-длинным ногтем и сказала: «Давай домашнее задание!» Мальчик смог только расплакаться. Учительница сказала: «Ты знаешь, что теперь тебя ждет». И снова улыбнулась красным-красным ртом с острыми-острыми зубами. Поздним-поздним вечером мальчик, дрожа, сидел в черном-черном классе за черной-черной партой. Он уже даже не могу плакать. Стрелки часов продвигались к 12 ночи. Мальчик закрыл глаза. Вдруг в темноте послышался странный шорох. Мальчик сжался в комочек. И вдруг он почувствовал… что его лизнули в щеку. Мальчик открыл глаза: на полу рядом сидел маленький черный-черный щенок. 

Итак, страшилки готовы. Что же теперь с ними делать? Конечно, рассказывать. Да не просто так, а соблюдая все законы жанра: лучше погасить свет, рассказывать «страшным-страшным» голосом. Задача слушателей – как можно большое «бояться»: им можно ежится, стучать зубами, подвывать от ужаса и вскрикивать в самые кульминационные моменты.После рассказа страшилки хорошо бы инсценировать. Автор выступает в этом случае в качестве «режиссера», подбирая себе «актеров» на остальные роли.

 Завершить такое занятие (даже если вы проводите его просто для своего ребенка) неплохо бы какой-нибудь подвижной игрой, чтобы участники смогли сбросить эмоциональное напряжение, которое вполне может остаться после такой напряженной, в общем-то, работы. 

 Желаю всем вдохновения в придумывании страшилок. А если Вашему ребенку нужна помощь профессионала в преодолении школьной тревожности, обращайтесь ко мне на индивидуальную консультацию, я с удовольствием постараюсь помочь в этом важном деле!