Назад к списку

Моя любимая "Школа зверей" 

Наверное, у всех нас, профессиональных психологов, есть свои любимые методики, которые, иногда как волшебные магические шары, помогают заглянуть во внутренний мир наших клиентов, увидеть их эмоциональное состояние, понять психологические особенности, а значит и наметить наиболее эффективные способы оказания им психологической помощи. 


 Ко мне довольно часто обращаются с вопросами, связанными с проблемами взаимодействия ребенка со школой. Очевидно, что первое, что я должна делать в этом случае, - прояснить, как сам ребенок ощущает себя в школе. Здесь невозможно использовать «лобовые вопросы», ведь даже первоклассник уже вполне себе понимает, какой реакции ждут от него взрослые, спрашивая строгим голосом: «А нравится ли тебе в школе?» 

Выход здесь, конечно же, прежде всего в использовании проективных, в том числе рисуночных тестов, которые позволяют «обходным путем» получить очень ценную информацию о многих аспектах взаимоотношения ребенка с учителем, одноклассниками, учебой в целом.

 Мой любимый инструмент для этих целей – методика «Школа зверей», которая была предложена С.Панченко, а потом модифицирована А.В.Микляевой. Ребенку предлагается следующая инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, картинку на такую тему: что было бы, если бы наша школа превратилась в школу для зверей, а не для детей?» 

После того как «шедевр» готов, хорошо бы обсудить с автором следующие вопросы:•Чем заняты сейчас персонажи рисунка? 

  • Какое у них настроение?
  •  Кем мог бы быть сам автор рисунка? 
  • Где сейчас автор, если на рисунке его нет? 

то же мы можем увидеть на этом рисунке?Прежде всего, школьную мотивацию ребенка. Наиболее благополучный с этой точки зрения вариант – изображение учебного процесса и связанных с ним атрибутов (парт, доски, учеников, учителя и т.д.) 


Если ребенок изображает, как ученики проводят время вне уроков, школа, скорее всего, для него является местом, в котором можно пообщаться со сверстниками. 


Наконец, если ребенок изображает игру, мы имеем дело с игровой мотивацией посещения школы. Довольно часто это бывает у первоклассников, которые еще «не дозрели» до того, чтобы сменить свою игровую деятельность на учебную.

 Еще из рисунка можно понять многое об эмоциональном самочувствии ребенка в школе, оценить уровень его школьной тревожности. Какие признаки могут свидетельствовать о том, что такая проблема существует?

  •  Недостаточное количество элементов на рисунке (по сравнению с рисунками сверстников); 
  •  отсутствие детализации, схематичность изображения; 
  • тсутствие на рисунке персонажа, который мог бы быть идентифицирован как «Я», то есть автор рисунка; 
  • штриховка, слишком сильный или слишком слабый нажим; 
  •  изображение очевидно неприятных ситуаций; 
  •  многократные стирания; 
  • отсутствие фигуры учителя; 
  • подчеркивание фигуры учителя (размером, выделение цветом), очень тщательная прорисовка деталей фигуры учителя; 
  •  отделение собственного изображения от учителя линиями или другими «барьерами»; 
  • отсутствие изображений одноклассников или, наоборот, слишком тщательная или акцентированная их прорисовка; 
  • отделение собственного изображения от одноклассников линиями или другими «барьерами»; 
  • негативные эмоциональные состояния персонажей рисунка; 
  •  маленький размер фигур учеников по сравнению с фигурой учителя. 

Если вы обнаружите, что проблема школьной тревожности актуальна для вашего ребенка, лучше не оттягивать обращение за профессиональной психологической помощью. Мой опыт показывает, что эта проблема довольно сильно омрачает жизнь ребенка и его семьи, но, в то же время, вполне поддается коррекции.