Все мы чего-то боимся. Страх – это вполне себе полезная и имеющая право на существование эмоция, ведь она предупреждает нас о возможных опасностях, а поэтому помогает избежать и преодолеть их.
Более того, легкий страх способен даже повышать эффективность нашей деятельности, помогая нам собраться и лучше решить поставленную задачу (так бывает, например, у спортсменов при легком волнении на соревнованиях или музыкантов, испытывающих небольшой мандраж перед выходом на сцену).
Но бывает и так, что беспокойство и тревога усиливаются, у нас перехватывает дыхание, потеют ладони, дрожат коленки, а из головы как по мановению палочки злого волшебника улетучиваются все полезные мысли и знания… Такой сильный страх может парализовать человека, блокировать его активность, конечно, в этом случае его уже нельзя назвать полезным.
По мнению психологов страх – это одна из самых первых эмоций, которую человек начинает испытывать в своей жизни. Новорожденный ребенок попадает из уютного, тесного и темного пространства материнского тела в совершенно незнакомый для себя мир, переполненный ярким светом, громким звуком, быстрыми движениями. Поэтому недавно родившегося малыша может испугать очень многое: неожиданный и громкий звук (скрип пола, лаяние собаки, звук разбившейся посуды), внезапные и быстрые движения другого человека, резкие изменения положения собственного тела.
По мере взросления ребенка его страхи становятся более разнообразными. Примерно после полугода его будут пугать уже вполне определенные звуки, например, шум кухонного комбайна или фена, звук электродрели. В жизненном опыте малыша к этому времени появляются и «страшные вещи», значимые именно для него. Ребенок может бояться купания, надевания шапочки, чистки ушей и т.д..
Примерно в это время (к 6 месяцем) появляется особый страх, который может доставлять семье малыша определенные неудобства: ребенок начинает бояться незнакомых людей. Причем, поскольку полугодовалый ребенок еще не может похвастаться устойчивой и крепкой памятью, ему бывает достаточно не видеть человека (даже близкого родственника, например, бабушку) пару недель, чтобы он перешел из разряда знакомых в отряд зловещих незнакомцев.
Как это ни странно звучит, родителям впору радоваться появлению подобного страха, потому что он является важнейшим показателем того, что интеллект ребенка развивается должным образом: ведь ребенок своим страхом показывает, что он научился видеть разницу между «своими» и «чужими» людьми.
В возрасте примерно одного года у ребенка могут появиться первые страшные сновидения, кошмары. В этом случае ребенок, который раньше хорошо спал, начинает просыпаться с плачем и всхлипыванием ночью.
Дети этого возраста обычно очень чувствительны к любым изменениям привычного для себя уклада жизни. Они обычно четко знают последовательность действий в ключевые моменты дня (например, перед сном помылись, надели пижамку, попили молочка, легли в кроватку, накрылись одеялом). Если в привычном жизненном алгоритме происходит любой сбой (пусть даже вызванный какими-то приятными и счастливыми обстоятельствами), это может стать источником тревоги и страха.
Однажды вечером, когда в квартире было очень жарко, мама уложила Аню (1,5 года) спать и не накрыла ее одеялом. Более того, одеяло оказалось для Ани вне пределов досягаемости – на стуле в противоположном углу комнаты. Аня, которая всегда засыпала сама, на этот раз начала громко плакать, тянуться к одеялу, и плакала до тех пор, пока мама не накрыла ее пустым пододеяльником. После этого Аня быстро успокоилась, свернулась калачиком и заснула.
Этот страх любых изменений сохраняется довольно долго. Иногда именно он лежит в основе поведения ребенка, воспринимаемого родителями как упрямство. Наверное, многим знакома ситуация, когда двух-трех летний ребенок категорически отказывается примерять новые ботинки или пробовать новую еду. Причина подобной несговорчивости кроется вовсе не в «плохом характере» ребенка, а в том, что любая новая вещь вызывает у него не только любопытство, но и тревогу. Довольно часто здесь достаточно бывает проявить терпение, дать ребенку возможность привыкнуть к обновке (особенно если мы говорим об одежде), чтобы проблема разрешилась сама собой.
По этой же причине дети очень тяжело переносят любую смену обстановки, например, любые поездки, переезды, даже простые перестановки мебели в квартире или в своей комнате.
Примерно в этом же возрасте, около двух-трех лет, у детей появляются страхи, связанные с содержанием прочитанных книг, просмотренных мультфильмов или разговоров со взрослыми. Баба-Яга, Бармалей, бандиты, террористы, наводнения и землетрясения – это только малая часть того, чего может бояться ребенок. Каждый вечер, ложась спать, он спрашивает маму: «А Бармалей не придет? А волк не укусит? А молния не ударит?».
Я еще раз хочу подчеркнуть, что описанные выше страхи являются возрастными, то есть их появление связано с закономерными процессами развития, происходящими в психике ребенка, поэтому велика вероятность, что по прошествии определенного времени они пройдут сами по себе, особенно если мы, взрослые, сами будем сохранять мудрость и спокойствие, «не подкрепляя» своей очень сильной эмоциональной реакцией вполне закономерные, еще раз повторюсь, на определенном этапе возрастного развития опасения ребенка.