Примерно в три-четыре года дети начинают бояться вещей, которые более понятны взрослому: остаться в одиночестве, в темноте, в замкнутом пространстве. Иногда именно в этом возрасте родители «отселяют» малыша в отдельную комнату, решив, что он уже достаточно взрослый, нередко к тому же поплотнее закрывая дверь, уложив сына или дочку спать. В результате ребенок остается один на один со своими дневными страхами, которые в темноте многократно усиливаются и кажутся ему особенно ужасными.
Как показывает опыт, многие дети, кроме всего прочего, склонны сильно переживать из-за того, что их комната находится ближе всего к входной двери, и «если что», террористы, серый волк или Баба Яга нападут именно на них в первую очередь.
У ребенка шести-семи лет происходит серьезный скачок в развитии интеллекта, в результате чего формируются первые представления о таких абстрактных, в общем-то, вещах, как пространство и время.
Именно в этом возрасте ребенок обычно понимает, что жизнь не является бесконечной, что люди рождаются, живут, но потом неизбежно умирают. Эта мысль способна доставлять большую тревогу сама по себе, но ребенок к тому же начинает осознавать, что это касается в том числе и самых близких для него людей! Именно в старшем дошкольном возрасте дети впервые по-настоящему, серьезно начинают переживать происходящие в семье утраты.
Маме удалось довольно быстро успокоить трехлетнюю Олю, которая очень расстроилась после смерти любимой всей семьей кошки. Мама рассказала девочке, что кошка превратилась в травку и цветочки, которые растут на даче в саду. Этот способ показался очень удачным подруге Олиной мамы, и она решила примерно в том же ключе поговорить со своим семилетним сыном, когда умерла его собака. Но в результате женщина столкнулась с совершенно неожиданным для себя всплеском ярости: «Мама, ну что ты говоришь! Бонни умерла, и она больше никогда с нами не будет! Никогда! Никогда!». Потом ребенок, разрыдался, забрался к маме на колени и долго повторял, всхлипывая: «Ведь вы с папой не умрете, как Бонни? Нет?».
Когда ребенок поступает в школу, содержание его страхов меняется. Теперь дети начинают бояться в первую очередь того, что способно вызвать неодобрение со стороны самых важных для них в этот период возрастного развития людей: учителя и родителей. Типичными здесь будут страхи опоздать на первый урок, забыть физкультурную форму или тетрадку, потерять ключи, получить двойку… Важно то, что эти новые страхи не вытесняют тех, которые уже беспокоили ребенка к этому моменту, зачастую усугубляя неблагоприятный эмоциональный фон его жизни.
Обычно к 11-12 годам количество страхов, которые испытывает ребенок, начинает сокращаться. В идеале примерно к 16-18 годам подобные волнения должны сходить на нет. Если же эти страхи остаются и к этому возрасту, то, вероятнее всего, подросток может нуждаться в профессиональной помощи, потому что сохранение страхов в данном возрасте может говорить о невротическом сценарии развития личности.
Итак, давайте подведем некоторые итоги.
- Возрастные страхи – это явление абсолютно нормальное, оно показывает, что процесс развития интеллекта и личности ребенка не стоит на месте.
- Если возрастные страхи не доставляют ему (и его родителям) слишком сильного эмоционального дискомфорта, профессиональная психологическая помощь обычно не требуется, ребенку просто важно чувствовать уверенность, что родители всегда будут рядом, что они его поддерживают и внимательно к его переживаниям.
- Отдельное внимание нужно обращать на следующие «кризисные» с точки зрения количества тревог и страхов возрастные периоды: 3–4 года, 6–7 лет, 11–12 лет. Именно в этом возрасте вашему сыну или дочке будет особенно требоваться эмоциональная поддержка.