• +7(911) 716 85 00
  • ИП Румянцева Полина Витальевнаг. Санкт-Петербургулица Маршала Тухачевского дом 22 (б/ц Сова)
  • polinarum
  • polinarum@gmail.com
  • ИНН 470501040426 , ОГРНИП 318470400074331
Назад к списку

Как не "зарыть в землю" учебную мотивацию 

«Он совершенно не хочет учиться!» - как часто мы слышим эту фразу от отчаявшихся родителей, от обеспокоенных учителей… К сожалению, познавательная мотивация – вещь действительно крайне хрупкая, и ее гораздо легче разрушить, чем создать. 


 При благоприятном стечении обстоятельств учебная мотивация начинает складываться в старшем дошкольном возрасте, а в начальной школе находит свое подкрепление. Если же этого не произошло, нужно понимать, что надежды сформировать ее «с нуля», например, у подростков, абсолютно нереалистичны. 

Много общаясь со старшими дошкольниками и сопровождая первоклассников на этапе их адаптации к школе, я замечаю, что не все дети приходят в школу со сформированным желанием учиться. Я постаралась сформулировать некоторые рекомендации для родителей старших дошкольников о том, как все-таки «подстелить соломки» в этом вопросе, ведь, наверное, убеждать в значимости учебной мотивации для благополучной школьной жизни, - далеко не самое нужное занятие.

 Во-первых, всячески развивайте и поощряйте любознательность ребенка. 

Ведь что такое учебная мотивация на первых этапах своего формирования? Это широкий познавательный мотив. Другими словами, это способность ребенка получать удовольствие от того, что он узнает что-то новое, учится делать то, чего не умел раньше.

 На мой взгляд, такое отношение мы, взрослые, вполне можем помочь сформировать. Абсолютное большинство детей любознательны по своей природе (помните эти бесконечные «почему?»), важно только не «задавить» эту природу, ее поддерживать. Если ребенок ходит на какие-то занятия, обязательно спрашивайте его, что было нового и интересного (а не как он себя вел и как его оценили), показывайте на своем собственном примере, что получение новой информации и приобретение новых умений – большое удовольствие. 

Во-вторых, важно не создавать отрицательный эмоциональный фон предстоящей школьной жизни ребенка. 

Недавно наблюдала в детском садике такую картинку. Мальчик не особенно умело пытался завязать шнурки. Потерявшая терпения бабушка ему помогла, а потом раздраженно бросила: «А кто тебе в школе-то будет шнурки завязывать? Там с тобой быстро разберутся!» 

Чувства бабушки в этой ситуации вполне понятны, равно как и ее обеспокоенность тем, что внук еще не способен должным образом себя обслуживать. Но что из этого разговора вынесет ребенок? Что школа – это такое страшное место, где с ним начнут немедленно «разбираться». 

В этой связи, кстати, стоит проанализировать, в случае наличия в семье старших братьев и сестер-школьников, какими эмоциями сопровождается обсуждение школьных дел, выполнение уроков, и подумать, как это все выглядит в глазах ребенка, находящегося на пороге своей школьной жизни.

 В-третьих, старайтесь не ориентировать ребенка на то, что оценки – это главное в школьной жизни. 

Довольно часто можно услышать такие фразы взрослых: «Васенька, ты такой умный, наверное, в школе круглым отличником будешь» или «Ой, Петя, как ты коряво тут все нарисовал. Пойдешь в школу – тебе «двойку» за такое поставят». 

Почему меня не очень радуют такие послания взрослых? Оценка – это самый распространенный вид внешнего учебного мотиватора. До поры до времени он может прекрасно работать, обычно на нем можно «проехать» всю начальную школу и даже чуть-чуть средней. А потом наступает чудный подростковый возраст, для человека самым главным становится общение со сверстниками, все взрослые вместе с их оценками задвигаются на самый дальний план картины мира… Догадываетесь, что в этом случае с учебой происходит? 

Кстати, проблема любой внешней мотивации в том, что она формируется гораздо быстрее и легче, чем внутренняя, и внутренней просто не дает сформироваться. То есть если ребенок изначально будет настроен учиться «за оценки», познавательная мотивация у него вряд ли уже сформируется. 

В-четвертых, не увлекайтесь слишком ранним включением ребенка в учебную деятельность. 

Я здесь про подготовку к школе, которая происходит по принципу «сели за парты, открыли тетрадки, сложили руки и т.д.». Нужно понимать, что для дошкольника основная и самая естественная деятельность – это игра. К учебе он просто еще не готов ни психически, ни физически. Если же мы его надолго погружаем в несвойственную возрасту деятельность, невольно возникает ощущение несоответствия собственных возможностей требованиям, которые предъявляет окружающая среда. А это прекрасный «питательный бульон» для взращивания школьной тревожности, которая, как вы понимаете, никак не будет способствовать благополучной школьной адаптации в целом и развитию учебной мотивации в частности. 

Дорогие читатели, если вы хотите подробнее обсудить со мной проблемы учебной мотивации вашего ребенка, жду вас на очном приеме в Санкт-Петербурге. Также возможна работа по Скайпу и в других он-лайн режимах.