• +7(911) 716 85 00
  • ИП Румянцева Полина Витальевнаг. Санкт-Петербургулица Маршала Тухачевского дом 22 (б/ц Сова)
  • polinarum
  • polinarum@gmail.com
  • ИНН 470501040426 , ОГРНИП 318470400074331
Назад к списку

Откуда берется школьная тревожность? Причина вторая - трудности в усвоении учебной программы 

Все-таки учеба составляет основу школьной жизни и, если по какой-либо причине ребенку тяжело дается освоение школьной программы, возникновение эмоциональных трудностей практически неизбежно.Почему ребенок может не справляться со школьной программой? Причины могут быть самыми разными. 


К сожалению, довольно часто причина в самих программах, в их повышенной сложности, в том, что они не соответствуют уровню развития ребенка. Особенно это касается всякого рода «престижных» профильных школ, куда так часто всеми силами стараются «запихнуть» свое чадо родители, не всегда объективно оценивая его возможности. Есть даже специальные исследования, которые показывают, что в «супер»-школах дети значительно тревожнее, чем в обычных общеобразовательных. Причем чем программа сложнее, тем более негативно сказывается тревожность на учебе ребенка, в большей степени ее дезорганизует. 

Еще одна причина кроется в том, что какие-то высшие психические функции ребенка «западают», недостаточно развиты, что приводит к трудностям в освоении учебного материала. Классический пример здесь, конечно, дети со всякого рода трудностями с концентрацией и устойчивостью внимания, которым просто не хватает ресурсов на то, чтобы удерживаться на нужной на уроке деятельности. Обычно все усложняется здесь тем, со стороны увидеть эти проблемы довольно сложно. Ребенок выглядит «невоспитанным», «не сидит», «плохо себя ведет», и в результате получает не квалифицированную помощь, а осуждение и наказание, что только усугубляет его проблемы. 

Именно поэтому, когда ко мне приходят дети со всякого рода «школьными» трудностями, я довольно часто начинаю работу с глубокой психодиагностики, чтобы понять, как именно работают различные мыслительные операции, память, внимание, восприятие ребенка, определить, где здесь кроются «слабые звенья», а на какие способности можно опереться, использовать в качестве ресурсов в учебе. 

Конечно, иногда причины школьной неуспешности кроются вовсе и не в ребенке, а в учителе, в том, что он недостаточно профессионален или «выгорел» на своей непростой работе, и просто не способен качественно подавать учебный материал или выстраивать конструктивные отношения со своими учениками. 

Наконец, еще одна причина невозможности для ребенка нормально усваивать школьную программу – это так называемый психологический синдром хронической неуспешности. Высокая тревожность таких детей вызвана тем, что их достижения не соответствуют ожиданиям взрослых (родителей, прежде всего). Довольно часто это состояние начинает складываться еще до школы. особенно если ребенок ходит на «суровые» подготовительные курсы, где все «по-врослому»: парты, ответы по поднятой руке и прочее. Этот школьный антураж абсолютно не соответствует возрастным психологическим особенностям дошкольника, что приводит к возникновению у него ощущения «я не могу быть таким, как от меня ждут».