• +7(911) 716 85 00
  • ИП Румянцева Полина Витальевнаг. Санкт-Петербургулица Маршала Тухачевского дом 22 (б/ц Сова)
  • polinarum
  • polinarum@gmail.com
  • ИНН 470501040426 , ОГРНИП 318470400074331
Назад к списку

Откуда берется школьная тревожность? Причина третья – неадекватные ожидания родителей 

Наши, родительские, ожидания во многом определяют эмоциональную «погоду» в душе ребенка. Если этим ожиданиям по каким-то причинам нельзя соответствовать, возникает внутренний конфликт и его неизбежная спутница – тревожность. 

 Когда мы говорим о школьной тревожности, такими провоцирующими страхи и конфликты ребенка ожиданиями являются, понятное дело, амбиции родителей по поводу школьной успеваемости своего чада. Опять- таки, это подтверждено исследованиями: чем больше родители озабочены высокими успехами ребенка в учебе, тем более тревожным он становится. 


Тут интересен тот факт, что, по сути дела, мерилом этих самых успехов для родителей выступают практически исключительно школьные оценки. А ведь объективность оценивания знаний по пятибалльной (да и, по большому счету, любой другой) шкале сейчас подвергается большим сомнениям, в том числе и в самой педагогике. Известно, что на выставление учителем оценки оказывает влияние множество факторов: отношение к ученику, его прошлые оценки, общий уровень подготовки класса и множество других самых разных вещей, не имеющих ни малейшего отношения к уровню знаний ребенка. 

 А зачастую именно эти далеко не всегда объективные циферки становятся буквально центром жизни семьи и смыслом посещения ребенком школы. Причем эта сверхценность отметки транслируется родителями с первых дней школьной жизни ребенка, а иногда еще даже до ее начала. 

Я хорошо помню, как одна моя знакомая делилась своими впечатлениями от посещения родительского собрания в классе своей дочки-первоклассницы. Ее поразил папа, который буквально стучал кулаком по парте в возмущении от того, что первоклассникам не будут ставить отметок: «Как это? Я же должен знать, когда его наказывать». 

Очень грустно, но довольно часто ребенок начинает чувствовать, что именно от оценок зависят очень важные вещи в жизни: его хвалят за «пятерки» и радуются, ругают и расстраиваются из-за «двоек». Невольно возникает ощущение, что отношение к тебе родителей, даже их любовь зависит от того, что появляется в твоем дневнике. А ведь потерять любовь родителей очень страшно… Даже если тебе уже много лет и у тебя давно есть свои собственные дети. А представьте, каково столкнуться с такой угрозой совсем еще небольшому человеку…

 Родители нередко подливают огонь в топку этих страхов, превращая в настоящие катастрофы последствия недостаточно «высокой успеваемости». 

Мама второклассницы Оли несколько горделиво рассказывает мне о своих педагогических приемах: «Когда она приносит «двойку», я подвожу ее к окну, показываю помойку и говорю, что она станет бомжем. Восьмиклассница Катя жалуется, что мама напрямую связывает обострения своего хронического заболевания с плохими оценками дочки, говоря «это ты меня довела». 

 Приводит ли подобная катастрофизация к желаемому результату, то есть повышению успеваемости? Вопрос, конечно, риторический. Она приводит исключительно к нарастанию напряжения, углублению внутреннего конфликта, повышению тревожности и, в результате, к значительному снижению эффективности любой деятельности, в том числе и учебной.