Назад к списку

Первый раз… на первый курс. Кое-что про адаптацию к обучению в ВУЗе 

Закончилась волнительная пора экзаменов, выпускных и поступлений. Исполнилась мечта, молодой человек становится студентом. Можно расслабиться? Не факт. Ведь попадая после школы в ВУЗ, вчерашний выпускник попадает в совершенно новую для себя среду, к которой нужно привыкнуть и приспособиться. Это приспособление происходит не всегда просто, потому что обучение в ВУЗе во-многом отличается от школьной реальности, к которой привык вчерашний выпускник. 


 Во-первых, заметно возрастает объем учебной нагрузки, появляются новые незнакомые предметы, для освоения которых, по словам самих первокурсников, им часто не хватает школьных знаний. Кроме того, жизнь студента часто «напрягает» многоплановостью задач, которые приходится решать одновременно: посещать лекции и семинары, самостоятельно читать учебную литературу, выполнять задания для самостоятельной работы, да при этом еще и участвовать в студенческой жизни.

 Во-вторых, студентам приходится перестраивать весь стиль своей учебной деятельности, который они выработали в школе и к которому привыкли. Конспектирование лекций, подготовка к семинарам, выполнение заданий зачастую требует навыков и приемов, которые просто-напросто не формируются за время школьного обучения. 

В-третьих, отдельный источник беспокойства для новоиспеченных студентов – это отношения с преподавателями. На первый взгляд они кажутся студентам гораздо более официальными и обезличенными по сравнению с общением со школьными педагогами, которые работают с гораздо более «камерными» аудиториями и обычно стараются устанавливать более тесный контакт со своими учениками (а если повезет, еще и по-человечески теплый). 

В-четвертых, студенческая жизнь предъявляет совершенно особые требования к уровню самоорганизации и самодисциплины вчерашнего школьника, и далеко не все они, привыкшие к постоянному внешнему контролю, готовы этим требованиям соответствовать. В ВУЗе ведь отсутствует постоянное оценивание знаний и жесткий контроль посещаемости, поэтому возникает иллюзия полной свободы, а также большой соблазн использовать свое время в далеких от учебы целях. 

 В-пятых, первокурснику предстоит решить не всегда простую задачу построения отношений с товарищами по своей учебной группе. Это тоже не всегда происходит просто и безболезненно, поскольку образование любой новой малой группы на определенном этапе сопровождается конфликтами, «играми» по распределению власти и групповых ролей, что представляет собой далеко не самые приятные процессы. 

В результате у студента могут возникать не самые приятные признаки, которые говорят о том, что адаптация к ВУЗу не задалась: непроходящая усталость, повышенная тревожность, снижение желания осваивать выбранную профессию и учиться в ВУЗе вообще. На мой взгляд, на этапе привыкания к новому этапу своей жизни очень важно понимать, что адаптация – это период, который важно пережить, что испытывать определенные трудности и тревогу нормально. С другой стороны, стоит быть внимательным к себе и не откладывать обращение за помощью, когда это становится необходимым. К счастью, проблеме адаптации первокурсников во многих ВУЗах сейчас уделяют довольно большое внимание, создают специальные программы, развивают институт кураторства, налаживают деятельности служб психологического сопровождения студентов. И важно пользоваться этими возможностями!