• +7(911) 716 85 00
  • ИП Румянцева Полина Витальевнаг. Санкт-Петербургулица Маршала Тухачевского дом 22 (б/ц Сова)
  • polinarum
  • polinarum@gmail.com
  • ИНН 470501040426 , ОГРНИП 318470400074331
Назад к списку

Буллинг: как поговорить на эту тему с ребенком 

В прошлой статье на тему буллинга (то есть школьной травли) мы обозначили признаки, по которым можно заподозрить, что ваш ребенок на собственном опыте успел познакомиться с этим явлением. Конечно, если вы заметили подобные признаки, очень важно поговорить с сыном или дочкой и прояснить ситуацию. 


Мы обсуждали и то, что очень часто родители не в курсе происходящей травли, это приводит к тому, что ситуация ухудшается, а ребенок не получает необходимой помощи и поддержки. Получается, обсуждать тему буллинга с детьми очень и очень важно. Но как к ней подступиться? Далеко не все подростки готовы на задушевные беседы с родителями, причем зачастую, чем значимее и болезненнее тема, тем меньше эта готовность, ведь процесс сепарации, то есть отделения от родителей – очень характерная черта подросткового возраста. В трудной ситуации наши взрослеющие дети, скорее, обратятся за советом и поддержкой к своим сверстникам, чем к нам, взрослым. Но, к сожалению, в ситуации буллинга друзья и подруги зачастую просто не имеют достаточных ресурсов для оказания необходимой помощи. 

Итак, какие же возможности существуют для обсуждения с ребенком темы травли? 

Используйте сообщения в СМИ и Интернете 

Сообщения в новостях и сети часто предоставляют возможности для обсуждения сложных вопросов. Если вы читаете что-то о случае буллинга или видите на эту тему сюжет в новостях, вполне естественно начать задавать вопросы. Спросите, что ваш сын или дочка думает по этому поводу. Происходит ли что-то похожее в их школе? Как бы они повели себя в подобной ситуации? При этом обсуждении очень важно сохранять нейтральность. Вашему ребенку нужно почувствовать, что вы уважаете и поддерживаете его мнение. Конечно, вы можете поделиться и собственным мнением, в частности о том, что нужно делать в ситуациях буллинга. Но все-таки это должен быть разговор на равных. 

 Учите ребенка определять, что является буллингом, а что нет 

Ребенку важно знать об этом явлении, понимать, что это такое, тогда он будет больше готов справиться с подобными ситуациями. В то же время не нужно считать буллингом любые ссоры и конфликты в школе.Можно сказать ребенку о том, что буллингом не является

  •  ситуация, когда одноклассник делает или говорит что-то обидное или задевающее непреднамеренно, причем один раз; 
  • ситуация, когда одноклассник делает или говорит что-то обидное или задевающее специально, но тоже один раз. 

А вот если неприятные, агрессивные, ранящие вещи делаются специально и повторяются даже после того, как ребенок попросил перестать, или явно дал понять, что ему это не нравится – это буллинг.

 Поддерживайте контакт с ребенком 

Это, в принципе, практически универсальная рекомендация. Старайтесь периодически побыть вместе, чтобы просто поговорить «за жизнь», старайтесь задавать вопросы, требующие не односложных ответов. Например, можно спросить не просто «как школа?», а «что сегодня было в школе?», «что сегодня было самого хорошего и самого плохого?», «с кем ты сидел в столовой?» и т.д.. Такие «открытые» вопросы могут привести к более длительному разговору. А могут и не привести. Важно уважать право ребенка на то, что он не всегда готов с нами разговаривать. С другой стороны, нам лучше всегда быть готовыми его выслушать, когда такая потребность возникнет. Важно создавать «каналы коммуникации» и поддерживать их в открытом состоянии, именно это позволит вовремя распознать ситуацию буллинга, если она возникнет в жизни вашего ребенка.