Я уже неоднократно писала о том, что, по моему мнению, в процессе оказания психологической помощи очень важно снабдить клиента работающими инструментами саморегуляции эмоционального состояния. Ведь наша цель – не «подсадить» человека на бесконечный процесс психотерапии, а научить его чувствовать себя счастливым и эффективным в собственной реальной жизни.
Причем это важно не только при работе со взрослыми, но и с детьми. На мой взгляд, для детей это становится сейчас все более актуальным, потому что близится весна, а вместе с ней и не самая простая пора написания годовых контрольных, сдачи экзаменов.
Медитативные техники занимают весьма почетное место среди приемов нормализации собственного эмоционального состояния, потому что они помогают человеку сосредотачиваться на «здесь и сейчас», полнее проживать каждое мгновение жизни, лучше осознавать свои мысли, эмоции и поступки.
С другой стороны, классические приемы медиации не очень применимы к детям (трудно ожидать, что ребенок будет долго сидеть в одной позе с закрытыми глазами, сосредоточившись на собственном дыхании, «отпуская» приходящие в голову мысли). Скорее, требуя выполнения подобных действий, мы привьем ребенку отвращение к медитации на всю его оставшуюся жизнь. Очевидно, тут нужно искать другие способы и приемы, которые могут сделать медитацию достаточно привлекательной для вашего ребенка, что он был готов, например, оторваться ради этого занятия от компьютера.
Детям вообще трудно понимать какие-то абстрактные вещи, поэтому, тренируя навыки медитации, им нужно давать абсолютно конкретные, понятные и детальные инструкции. А еще важно использовать воображение и креативность (дети обычно хорошо на это откликаются). Самый простой способ начать обучение ребенка медитации, повышающей осознанность, - это помочь ему более внимательно относиться к окружающему миру, в том числе к самым обычным вещам.
Попросите ребенка нарисовать по памяти какой-нибудь предмет (чашку, зимнюю шапку папы, миску хвостатого члена семьи…). После того, как рисунок будет сделан, предложите в течение какого-то времени порассматривать этот самый предмет. Тут можно помочь: задавать наводящие вопросы, обращать внимание на небольшие детали (текстуру, царапинки, разницу оттенков и т.д.). Попросите нарисовать предмет заново и сравните вместе с ребенком оба рисунка.
Примерно так же можно поработать с мультфильмом или книжкой. Попросите описать внешность определенного героя или перечислить всех героев, которые присутствовали в одном из эпизодов того, что ребенок увидел на экране или прочитал в книжке в первый раз. Еще можно попросить составить список предметов или людей, которые встретились ребенку по дороге в школу, например.
На самом деле, достижение большей осознанности дается детям, порой, легче, чем взрослым. У ребенка нет такого богатого прошлого, в котором он все время будет стремиться застревать, да и испытывать тревогу по поводу неопределенного будущего он не очень часто склонен. Когда мы учим ребенка осознавать то, что его непосредственно окружает (при помощи интересных заданий), мы помогаем ему жить в настоящем моменте. Постепенно эта привычка поможет перейти к более сложным медитациям, при которых мы уже сосредотачиваемся на собственном теле и эмоциях.