• +7(911) 716 85 00
  • ИП Румянцева Полина Витальевнаг. Санкт-Петербургулица Маршала Тухачевского дом 22 (б/ц Сова)
  • polinarum
  • polinarum@gmail.com
  • ИНН 470501040426 , ОГРНИП 318470400074331
Назад к списку

Чего не стоит говорить ребенку после соревнований или выступлений

В последнее время ко мне приходили дети (и родители) с похожими проблемами: ребенок боится участвовать в соревнованиях, или выступать на концерте, или каким-то еще образом демонстрировать свои возможности публично и в обстановке конкуренции и оценивания.

Вообще-то эта тема заслуживает отдельного внимания. И я собираюсь обратиться к ней для более детального и подробного анализа. Но сейчас хочу сказать о наиболее очевидной вещи: все-таки в абсолютном большинстве случаев страх соревнований у ребенка связан с реакцией нас, взрослых, на его успехи и неудачи. 

 Итак, какие же вещи не нужно говорить ребенку, чтобы не зародить в нем этот страх или не усугубить его?


 1. «Что с тобой случилось?» 

Многие дети и подростки сильнее всего ненавидят эту фразу. Она очень оценочна, подразумевает, что ребенок сделал что-то плохое или неправильное. Очень важно оставаться нейтральным при обсуждении выступления. Если ребенок уловит нотку осуждения, это только укрепит критический голос, который и так уже звучит в его голове.

2. «Саша сегодня хорошо сыграл»Серьезно занимающегося спортом или музыкой ребенка все время сравнивают с другими детьми. Каждый раз, когда вы упоминаете навыки или способности другого ребенка, ваш сын или дочка будет чувствовать себя объектом сравнения, что вызовет не самые приятные переживания и сомнения в собственной ценности. 

3. «Я заметил пару моментов, над которыми тебе стоит поработать»Здесь опасность состоит в том, что вы берете на себя функцию тренера или педагога. Это может запутать ребенка, особенно если ваша обратная связь не совпадает с тем, что говорит тренер. На следующих соревнованиях он будет думать, на кого произвести впечатление: на вас или на тренера.

 4. «Ты такой способный»Когда мы хвалим ребенка за что-то, что он не может контролировать, у него может возникнуть ощущение, что успех больше зависит от везения или удачи, а не от затраченных усилий. Лучше хвалить ребенка за что-то, что находится в сфере его ответственности (за усилия, волю к победе, серьезное отношение к занятиям). 

А иногда сразу после соревнований или выступления лучше вообще ничего не говорить. Часто наиболее конструктивные диалоги получаются тогда, когда страсти улеглись и все успокоились. Большинство детей после соревнований хотят, чтобы их просто накормили и дали понять, что их любят, не смотря ни на что.