Классиками социальной психологии было давно показано, что основной фактор, определяющий, будет ли человек пытаться выполнить задание или заранее «сложит лапки», даже не предприняв никаких попыток, - это вера в то, что успех возможен. Соответственно, возможность преодоления страха соревнований напрямую зависит от уверенности юного спортсмена в себе и своих возможностях.
Исследования говорят о том, что на построение уверенности в своих силах позитивно влияют прошлые успехи, а также общение со значимыми другими.Получается, при разговоре с ребенком важно подчеркивать его успехи и поддерживать его старания; создавая уверенность в том, что он способен хорошо выступить на соревнованиях, в принципе, а также выполнить какой-то конкретный элемент, решить какую-то конкретную спортивную задачу.
Когда мы продвигаемся вперед маленькими шажочками, хвалим ребенка за старания, поддерживаем стремление двигаться дальше, мы помогаем создать и закрепить личную историю успеха, а с ней и уверенность в себе. Это помогает снизить тревожность, связанную с каким-то «проблемным» спортивным навыком.
Также здесь может помочь обучение ребенка навыкам релаксации, отслеживания и переформулирования тревожных мыслей, использования позитивных самоубеждений. Также в преодолении страхов очень важна поддержка со стороны сверстников и тренера, и, конечно, физическая подготовка.
Еще очень значимый момент заключается в том, чтобы делать акцент на стараниях, затраченных усилиях и личной динамике результатов, а не на необходимости выиграть. Получается, если ребенка поощрять за старание, а не за результат, это существенно снижает стресс и тревогу. Связано это, кстати, еще и с тем, что собственные усилия – это то, что ребенок может контролировать (в отличие от того, какое он займет в итоге место), а ощущение возможности контролировать происходящее всегда значительно снижает интенсивность переживания тревоги.
Интересно и то, что спортивная тревога – это далеко не всегда плохо. Очень часто она помогает «собраться», направить усилия на повышение мотивации и воли к победе. Поэтому важно учить ребенка различать «помогающую» и «мешающую» тревогу. Отслеживать, при каких условиях его страх превращается в необходимый «кураж», а когда, наоборот, парализует и лишает сил, отвлекая от решения актуальных в ходе состязания задач. Это может стать первым шагом на пути к тому, чтобы сознательно поддерживать установки и мысли, которые ведут к повышению концентрации, мотивации и усилий.