Как мы уже говорили с вами, конструктивный, здоровый перфекционизм помогает человеку ставить достаточно высокие цели и достигать их, добиваться успехов в учебе, спорте, своей профессии, но если он переходит определенный рубеж, то может уже создавать серьезные риски для психологического благополучия человека и даже для его психического здоровья.Как не допустить развития у ребенка такого деструктивного, невротического, перфекционизма? Вот несколько рекомендаций.
❗Хвалите ребенка больше за усилия, чем за результат
Похвала, конечно, ребенку очень важна. Но она должна помогать создавать представление о том, что достижения - это далеко не единственная важная в жизни вещь. Поэтому лучше похвалите дочку не за сам факт получения “пятерки” за контрольную, а за то, как она старалась, когда к ней готовилась. Говорите сыну, как вы гордитесь тем, что он хороший друг, что он умеет проявлять к окружающим доброту и заботу.
❗Рассказывайте о своих неудачах
Ребенку важно знать о вашей неидеальности, потому что именно это делает вас живым человеком. Поделитесь историями неудач в своей жизни: как вы не сдали экзамен, провалились при публичном выступлении, в конце концов, как у вас пригорели оладушки. Обязательно расскажите и том, как вы справились с этими ситуациями, как вы их пережили, что вам помогло в этом.
❗Учите ребенка конструктивным способам переживания неудач
Конечно, неудачи всегда неприятны, всегда ранят, но их можно пережить. Научите ребенка справляться с разочарованием, отвержением, ошибками... Пусть в его “арсенале” появится хотя бы несколько способов совладания с непростыми эмоциями: поговорить с другом, сделать запись в дневнике, нарисовать картинку...
❗Показывайте пример конструктивного общения с самим собой
Понятно, что дети гораздо больше реагируют на то, как мы ведем себя в естественном “поле” собственной жизни, чем на специально проводимые воспитательные мероприятия. Поэтому вам важно показывать, что вы действительно умеете в ситуации неудачи обращаться с собой в русле самосострадания, а не включаете сурового Внутреннего Критика, оставляющего после себя буквально выжженное яростью пространство.
❗Будьте внимательны к своим ожиданиям
Убедитесь, что вы действительно не ждете от ребенка идеальности, не наваливаете на него невыносимый груз собственных неадекватно высоких ожиданий. Периодически возвращайтесь к этому вопросу. Сверяйте свои цели и ожидания от ребенка с его реальными возможностями и желаниями по их достижению.
❗Учите ребенка видеть границы того, что он может контролировать
На самом деле, успех зависит от очень многих факторов, далеко не все из которых подвластны нашему контролю. Если ваша дочка хочет писать контрольные “лучше всех в классе”, важно дать ей понять, что контролировать успехи одноклассников - не в ее власти, но зато она может отвечать за свои усилия, прикладываемые для “погрызания гранита науки”.
❗Ставьте вместе с ребенком реалистичные цели
Поговорите с ребенком о том, каких целей он хочет достичь. Если эти цели нереалистично высокие - объясните опасности такого положения дел и попробуйте вместе снизить уровень притязаний до более приемлемого.
❗Помогайте ребенку построить стабильную и здоровую самооценку
Помогите ребенку участвовать в занятиях, которые создают ощущение собственной “хорошести” вне зависимости от уровня достижений. Это может быть какая-то волонтерская деятельность, творческая активность (в обстановке, не предполагающей оценку результата и конкуренцию), познание чего-то нового, любые способы, с помощью которых у сына или дочки будет складываться более целостное и гармоничное представление о самом (самой) себе.