Назад к списку

Про «Роботов» и друзей

 Мише 12 лет. Понятно, что в этом возрасте любого начавшего стремительно взрослеть человека очень волнуют темы общения со сверстниками: «как найти друзей?», «как сделать так, чтобы со мной хотели дружить?», «почему те, кто мне нравится, не выбирают меня в друзья». И здесь бывает очень полезно аккуратно поисследовать себя и свой опыт: с какими людьми мне самому бывает комфортно общаться, каков я как друг. Для этого обращаемся к набору картинок «Роботы». 


Я прошу составить двух «роботов»: одного похожего на человека, с которым Мише хотелось бы общаться, кто был бы ему хорошим другом, а второго — наоборот, человека, с которым дружба вряд ли бы получилось. 

 Как часто бывает при использовании «Роботов», работа идет весело, напоминает игру, Миша, посмеиваясь, перебирает головы-туловища-ноги, останавливаясь на двух таких вот вариантах.


 Миша составляет настоящие «психологические портреты» получившихся созданий. И выясняется, что «хороший друг» - это человек, который умеет хорошо слушать (неслучайно у него такие большие уши), не разбалтывать секреты (рот очень даже не большой). Он многое знает, многим увлекается, поэтому с ним есть что обсудить, о чем поговорить. Умеет помочь и поддержать, посочувствовать.А вот второй робот не спешит идти на контакт (он даже отвернулся), не умеет поддержать, думает только о себе, высокомерно относится. 

 Миша — очень умный молодой человек, и уже во время разговора о «роботах» он начал соотносить то, что мы обсуждаем, с собой. Стал рассуждать вслух о том, что это ему важно быть таким другом, как первый робот. И в этом разговоре я постаралась особенно поддержать Мишу в осознании тех «дружеских» качеств, которыми он уже обладает. А потом можно было уже безопасно поговорить и о «точках роста» - о том, что можно еще в себе в этом смысле взращивать и развивать. Мне кажется, наша работа получилась интересной, полезной и бережной: ведь самооценка — это всегда уязвимая точка для подростков, поэтому, когда мы пытаемся «развернуть» их в сторону своего личного вклада в межличностные отношения, очень важно делать это аккуратно и безопасно. Только тогда посеянные «семена» смогут дать свои «всходы» в виде новых коммуникативных умений и качеств. 

 P.S. Конечно, Миша — персонаж выдуманный, история основана в значительной степени на моей фантазии и личном опыте.