Я про прощение.Это ведь действительно очень непростая тема. С одной стороны, очень трудно бывает простить тех людей, которые нас ранили глубоко и сильно, а может быть нанесли даже не только эмоциональный, но физический или материальный ущерб. С другой стороны, я с сомнениями отношусь к тому, как эта тема иногда представляется в разговорах о психотерапии (особенно в популярных публикациях): прощение порой представляется неким обязательным действием, которого нужно прямо вот добиться от клиента «здесь и сейчас».А это иногда вовсе невозможно. И большой вопрос — нужно ли.
Особенно трудно бывает простить тех, кто нанес нам очень глубокие раны. У нас может возникнуть ощущение, что, прощая, мы как будто оправдываем действия обидчика. А эта мысль, конечно, может вызвать очень сильный протест.Или человека, который не видит в своих действиях ничего плохого (или делает вид, что не видит), который не принес нам должным образом искренних извинений, не попытался как-то компенсировать нанесенный ущерб.
Иногда бывает и так, что человек, о котором идет речь, уже вообще умер, и тогда нам тоже очень трудно внутренне завершить оставшиеся незавершенными отношения.
И в то же время, если удается простить, если мы этого хотим и мы к этому готовы, мы испытываем чувство огромного облегчения и освобождения. Когда мы продолжаем испытывать по отношению к ранившему нас человеку гнев, обиду и негодование, мы, по сути, продолжаем разрешать обидчику негативно влиять на свою жизнь, все еще разрушать ее, мы по-прежнему накрепко связаны с этим человеком, даже если фактически он давно в нашей жизни не присутствует.
Прощение может быть мощным способом освободиться от внутренней боли, связанной с тем, как с нами поступили. Простить - не значит оправдать человека в его жестком или просто неправильном поведении, это не значит забыть и смириться с тем, что произошло. Скорее простить — это значит оставить в прошлом ранившие нас поступки других людей, вернуться к своей жизни, возможности строить ее дальше, быть счастливым.