• +7(911) 716 85 00
  • ИП Румянцева Полина Витальевнаг. Санкт-Петербургулица Маршала Тухачевского дом 22 (б/ц Сова)
  • polinarum
  • polinarum@gmail.com
  • ИНН 470501040426 , ОГРНИП 318470400074331
Назад к списку

О проспективной памяти

Ольга с возмущением говорит о своем сыне-подростке: «Этот балбес постоянно все забывает! Вчера пропустил занятие с репетитором, про такие «мелочи», как обещание после школы за хлебом зайти я уже даже не говорю. Я не знаю, как можно быть таким раздолбаем. Мне кажется, во втором классе он и то был ответственнее!» 

 Знакомая ситуация? 

На самом деле, она имеет вполне себе научное объяснение, связанное с особенностями функционирования мозга подростка, его ограничениями. 


Наверное, многие знают, что лобные коры головного мозга, которые отвечают за разные важные и сложные психические функции, зреют и развиваются довольно медленно и поздно. И именно поэтому подростки не способны на какие-то вещи, которые нам, взрослым, кажутся абсолютно естественными и даже несложными. 

 К одной из таких вещей относится так называемая проспективная память — это память, связанная с реализацией запланированных действий в будущем. Именно этот вид памяти должен помогать подростку вовремя вспомнить о том действии, которые он, вполне вероятно, искренне намеревался совершить. 

 К сожалению, как показывают нейрофизиологические исследования, именно в подростковом возрасте с проспективной памятью все обстоит совсем не просто: она активно развивается в возрасте от 6 до 10 лет, а потом снова идет в рост только после 20! Получается, что подростки, которые вынуждены решать уже гораздо более сложные и многомерные жизненные задачи, остаются при этом со способностями ребенка гораздо более младшего возраста. 

 Поэтому вполне возможно, что сын Ольги забыл про занятие по математике не только (а то и не столько) потому, что он «балбес и раздолбай», а потому, что его мозг просто не обладает необходимыми для своевременной реализации намерения физиологическими возможностями.

 Конечно, признание наличия подобных физиологических ограничений вовсе не означает, что мы не должны никак пытаться исправить ситуацию. Но нужно понимать, что подростку может быть необходима наша помощь, какая-то внешняя опора для его пока еще не созревшей проспективной памяти: какие-то напоминания, симс-ки, записочки на зеркале... Только очень важно обсуждать возможные и приемлемые формы помощи с самим подростком, договариваться о них, ведь защита личных границ и ощущения собственной взрослости, стремление ослабить родительский контроль — еще одна очень яркая особенность подростковой психологии.